Французский композитор и дирижер Андре Жоливе (André Jolivet) родился 8 августа 1905 года в Париже. Его мать была хорошей пианисткой и звучащая в доме музыка с самых ранних лет сопровождала ребенка. Вполне понятно, что после проявления у мальчика большого интереса к музыке, мать стала его первым музыкальным педагогом. Особой системы в занятиях не было, но, тем не менее, когда Андре минуло 13 лет, он сочинил свое первое музыкальное произведение – «Варварский романс», на свой собственный текст. Друг семьи, органист аббат Теодас, услышав эту пьесу в исполнении автора, взялся обучать мальчика основам теории музыки и гармонии. Вместе с тем, наряду с музыкой, Андре серьезно увлекался еще живописью и театром.
Так продолжалось некоторое время, и только его встреча с Полем Ле Флемом, разносторонним музыкантом и требовательным педагогом, учеником Альбера Русселя, положила конец сомнениям в выборе профессии Жоливе. Ле Флем дал мощную теоретическую подготовку будущему композитору. Он, будучи глубоким знатоком старины, познакомил молодого музыканта с полифоническими произведениями старых мастеров, с великолепными хоровыми партитурами Жоскена де Пре, Гийома Машо, Палестрины и Витториа. Обладая к тому же широким художественным кругозором, и не замыкаясь на академических канонах, учитель раскрыл перед Жоливе страницы сочинений Дебюсси, Равеля, Онеггера, Русселя, Стравинского, Мийо, Шёнберга и Берга.
В 1930 году Ле Флем познакомил Жоливе со своим другом, соучеником по “Schola cantorum”, Эдгаром Варезом, автором пьесы «Импровизация» для 41 ударного инструмента. Начались занятия молодого музыканта с Варезом, поразившем его оригинальностью творческого мышления и познакомившего с методами «новой инструментовки», которые он изобрел. Результатом занятий с Варезом стало создание Жоливе цикла фортепианных пьес «Манна», представляющих собой синтез неясных устремлений и технических приемов композиции, полученных от учителя. 12 декабря 1935 года пианистка Надин Десуш исполнила этот цикл на премьере в зале парижской “Schola cantorum”. Все эти пьесы написаны в атональном диссонантном стиле и под определенным влиянием экспрессионистской и символистской эстетики Шёнберга и Берга.
Большим событием в жизни Андре Жоливе стало сближение с композиторами – его современниками – Оливье Мессианом, Даниэлем Лесюром и Ивом Бодрие. Все они в 1936 году объединились в творческую группу «Молодая Франция». С этих пор в Париже время от времени организовывались концерты под эгидой этой группы, в программах которых исполнялись произведения ее участников, а также и других молодых композиторов Франции.
А в Европе начинается Вторая мировая война. Мобилизованный в первые же дни, композитор Андре Жоливе, офицер противотанковой батареи, провел в рядах французской армии около полутора лет. Наступление немцев во Франции развивалось неудержимой лавиной и вскоре правительство страны подписало унизительные условия капитуляции, продиктованные немцами. В это время Жоливе, вместе с кучкой солдат своей батареи, оказался в маленькой деревеньке в департаменте От-Виенн. Потрясенный последними событиями и переживаниями в связи с поражением Франции в войне, композитор сочиняет музыку и слова цикла – «Три жалобы солдата». Произведение не раз звучало потом в оккупированной Франции и имело большой успех..
Вскоре после окончания войны Жоливе написал Первую фортепианную сонату. Он посвятил ее памяти венгерского композитора Бела Бартока, умершего в Нью-Йоркской больнице.
Деятельность композитора не ограничивалась только сочинением музыки. В 1945 году он занял пост музыкального руководителя и дирижера парижского театра “Comedie Francaise”. Эта работа способствовала широкому общению Жоливе с театральной средой и позволила получить большой дирижерский опыт. Кроме того, воплощая в жизнь конкретные творческие задачи, за 12 лет композитор написал музыку к тринадцати спектаклям. Вместе с замечательным театром он совершил несколько заграничных гастрольных поездок, побывав в 1954 году впервые в нашей стране.
Уникальность творческого почерка композитора особенно проявилась в его произведении «Эпиталама» для смешанного двенадцатиголосого ансамбля певцов-солистов, написанном в честь двадцатилетия со дня свадьбы Андре и Хильды Жоливе. Произведение прославляет священный союз мужчины и женщины. Причем текст частично заимствован из священных традиций христианства и из Библии. В 1957 году пластинка с записью «Эпиталамы» была удостоена высшей награды – Большой премии Президента Французской республики.
20 мая 1956 года в селении Домреми, на родине Жанны д’Арк, в присутствии многотысячной толпы горожан и крестьян из соседних селений, состоялось первое исполнение оратории Андре Жоливе «Правда о Жанне», которую композитор написал к пятисотлетию со дня судебного процесса, оправдавшего Орлеанскую деву посмертно и признавшего ее спасительницей Франции. Проникновенная музыка и положенные в основу оратории подлинные тексты протоколов судебного процесса, завершившегося 7 июля 1456 года, речи судей и свидетелей, – все это произвело на присутствующих неизгладимое, сильнейшее впечатление.
Среди других произведений композитора несколько балетов, три симфонии, виртуозные инструментальные концерты для фортепиано, скрипки, виолончели, флейты, фагота, арфы, трубы и ударных, волн Мартено с оркестром. Кроме того хоры, в том числе и духовные, романсы и многочисленные инструментальные пьесы.
6 января 1967 года в Большом зале Московской консерватории состоялась премьера Второго виолончельного концерта Жоливе, посвященного Мстиславу Ростроповичу. Дирижировал сам автор. Это был настоящий триумф талантливейших музыкантов.
Французский композитор Андре Жоливе умер в Париже зимой 1974 года. Ему исполнилось 69 лет.
Франция помнит своего сына и чтит его память.