«Мысль о том, что твое произведение рискует оказаться устаревшим, что для того, чтобы не выйти из моды, необходимо опережать свою эпоху, иначе говоря, изобретать моду, которая будет господствовать через двадцать лет, представляется мне глупой и дикой. В этих условиях искусство существовать не может»
Артур Онеггер
Французский композитор Артур Онеггер (Arthur Honegger) родился 10 марта 1892 года в Гавре. Его отец, швейцарский коммерсант, издавна обосновавшийся во Франции, мечтал о том, чтобы ребенок в будущем продолжил его карьеру. Но с самого раннего детства сын коммерсанта уже задумывался о славе композитора. Музыка влекла его беспредельно, и к десятилетнему возрасту, овладевший самостоятельно начальными знаниями музыкальной грамоты, он стал сочинять «сонаты».
Немного позднее маленького музыканта увлекла игра на скрипке, начались систематические уроки игры на полюбившемся инструменте и вслед за этим, незамедлительно появилась целая серия скрипичных «сонат». Немало способствовало музыкальному развитию ребенка и то, что родители внимательно относились к его увлечению, обучали сына игре на фортепиано и скрипке. Водили мальчика на постановки, приезжавших в Гавр, оперных трупп. Постановки эти, и, в частности «Гугеноты», «Фауст» и «Лоэнгрин» произвели на него феерическое впечатление.
Так проходило детство Артура, между серьезным увлечением музыкой и игрой в футбол.
Органист церкви Нотр-Дам в Гавре господин Мартен, пораженный музыкальными способностями Артура, настоял на том, чтобы родители послали его к дяде в Цюрих для дальнейшего совершенствования в местной консерватории. Просьба Мартена оказалось очень важной для молодого музыканта, и отец отпустил сына на два года, надеясь, что, вернувшись, Артур будет помогать ему в торговле по импорту кофе.
Консерваторией в Цюрихе руководил тогда один из друзей Брамса Фридрих Хегар. Талантливый юноша сразу заинтересовал замечательного музыканта, и он дал Артуру уникальные уроки композиции, уроки, о которых Онеггер помнил потом всю жизнь. Кроме того, учитель смог убедить отца отправить сына для продолжения учебы в Париж.
В 1911 году семнадцатилетний Артур Онеггер возвращается в Гавр. Теперь он начинает брать уроки игры на скрипке у Люсьена Капе и становится вольным слушателем в Парижской консерватории в классе контрапункта Жедальжа. Два раза в неделю ездит он для этого из Гавра в Париж. В классе Жедальжа Онеггер знакомится с Дариусом Мийо, который вводит его в музыкальные салоны Парижа к госпоже Эршер и Кёклену. Новые веяния в музыке захватывают молодого композитора благодаря его дружбе с Мийо и знакомству с кругом артистической аристократии. Тогда же он знакомится с Жоржем Ориком, который буквально ослепляет скромного провинциала.
В 1914 году Онеггер начинает писать свои первые серьезные произведения. Это шесть поэм на известный цикл стихов Аполлинера «Алкоголь». Лучший среди романсов – «Осень». Однако неожиданно Онеггера призывают в армию, и он становится солдатом четвертого разряда швейцарской армии. Два года прослужил композитор, управляя солдатским хором, и в 1916 году возвратился в Париж. Через год впервые исполняется сочинение Онеггера «Токатта и вариации». За фортепиано молодая пианистка Андре Ворабур, ставшая впоследствии женой композитора.
Весной 1918 года Онеггер начал работать над музыкой к мистерии бельгийского поэта Поля Мораля «Сказание об играх мира». По замыслу поэта мистерия воплощала в себе космический цикл, где человек, животные, да собственно и вся природа, предстают в последовательности трех элементарных фаз: рождение, жизнь и смерть. Онеггер смело использовал в этом сочинении чрезвычайно усложненную полифоническую технику, а некоторые номера были поручены только ударным инструментам. Премьера состоялась 3 декабря 1918 года. Как и следовало ожидать, она превратилась в один из самых громких скандалов в летописи французского музыкального искусства. Но необходимо сказать здесь также и о том, что по канонам того времени, этот провал соответствовал шумному успеху сочинения. О композиторе заговорила пресса, и долго не утихали споры видных музыкальных и театральных критиков. С тех пор композитор многократно обращался к различным формам музыки для театра.
К 1920 году дружеское объединение молодых композиторов, искавших новые пути в развитии музыкального искусства, стали называть «Шестеркой». Онеггер, в отличие от большинства из них, не отказываясь от этих новых путей, с глубоким уважением относился к художественному наследию прошлых времен.
С появлением звукового кино Онеггер с интересом работал в жанре киномузыки. Он создал около трех десятков партитур к кинофильмам крупнейших режиссеров Франции. Лучшим созданием Онеггера принято считать его ораторию – «Жанна д’Арк на костре». Инициатором этого замысла стала в то время русская танцовщица Ида Рубинштейн, ученица знаменитого М.Фокина. Она познакомила Онеггера с крупным поэтом и драматургом Полем Клоделем, который вначале наотрез отказался прикасаться к этой теме. Однако, через некоторое время, перед ним неожиданно возник облик этой великой француженки. Видение настолько сильно овладело поэтом, что он изменил свое решение и вскоре написал свою замечательную поэму и передал ее композитору. Музыка была написана в 1935 году, а через четыре года была впервые исполнена во дворце Шайо. В качестве солистки выступила Ида Рубинштейн. На театральной сцене Гранд-Опера произведение было поставлено лишь в 1950 году. Постановка имела еще тогда, в 1939 году, триумфальный успех. После этого следовало ожидать, что композитор будет писать в основном музыку для театра. Тем не менее, Онеггер решительно повернулся в сторону симфонической музыки. В последующие годы он написал пять симфоний и ораторию «Танец мертвых» на текст Поля Клоделя для солистов, хора, органа и симфонического оркестра.
С 1953 года в состоянии здоровья композитора наступает резкое ухудшение. Через два года, 27 ноября 1955 года Онеггер скончался. Ему было 63 года.