Чешский композитор, пианист и дирижер Бедржих Сметана (Bedřich Smetana) родился 2 марта 1824 года в небольшом старинном городке Литомышль в юго-восточной части Чехии. Его отец служил здесь пивоваром в местном графском имении. Он был интересным человеком, много читал, интересовался политикой и хорошо играл на скрипке. Потому то, в доме часто звучала музыка и не удивительно, что четырехлетний малыш с удовольствием стал учиться у отца игре на скрипке. Затем его учителем музыки стал Ян Хмелик, научивший ребенка первым шагам в освоении игры на фортепепиано. В 1830 году шестилетний музыкант впервые выступил публично в качестве пианиста. К этому же времени относятся и первые его попытки сочинения музыки. Через год семья переехала в Йиндржихув-Градец и здесь обучение Берджиха игре на фортепиано продолжились под руководством кантора Ф. Икавеца.
После окончания начальной школы в Немецки-Граде в 1839 году, Сметана поступил в пражскую Академическую гимназию. Однако занятия в гимназии мало интересовали его, и он предпочитал им участие в различных пражских музыкальных событиях. Не пропускал концертов, с которыми часто выступал здесь Ф.Лист, был инициатором импровизированных танцевальных вечеринок в дружеской гимназической среде, сочинял струнные квартеты для друзей и выступал с фортепианными концертами. Через год пришло к нему убеждение, что он должен целиком посвятить свою жизнь музыке, и на этом поприще по технике приблизиться к Листу, а по композиции – к Моцарту.
Однако убеждения Бедржиха не разделял его отец, который перевел сына в гимназию города Пльзень, подальше от музыкальных увлечений, чтобы сын в более спокойной обстановке смог окончить учебу. В 1843 году наступил конец этой учебы и Сметана, несмотря на недовольство отца, который отказал ему в помощи, уехал в Прагу, чтобы заняться здесь только музыкой. Поначалу, чтобы как то прожить, Бедржик зарабатывал случайными уроками, а затем получил должность домашнего учителя фортепиано в семье графа Леопольда Туна. Судьба оказалась благосклонна к молодому музыканту, и он стал учеником известного педагога Йозефа Прокша, основателя музыкальной школе в Праге. Под его руководством, через три года, он основательно изучил гармонию, композицию и контрапункт.
Следует заметить, что в годы учебы формированию Сметаны, как музыканта, во многом способствовало и то, что в Праге ему удалось послушать игру Листа и встретиться с Берлиозом. Большую роль в судьбе музыканта сыграла также его встреча с Робертом Шуманом и его женой, талантливейшей пианисткой, Кларой Шуман. Они помогли ему глубже понять музыку Шопена и ощутить патриотический пафос творчества великого маэстро. Позднее Сметана говорил, что именно произведениям великого Шопена он обязан тому успеху, которым пользовались его концерты и, больше того, полагаясь на его сочинения, он надеялся воплотить свои творческие задачи в будущем.
Родина композитора находилась тогда под властью австрийской монархии Габсбургов, и чешский народ постоянно вел борьбу с ними за свое освобождение и независимость. В 1848 году в стране произошла революция. Событие оказало сильнейшее влияние на жизнь Сметаны. Он принял непосредственное участие в волнениях, охвативших Прагу, и в короткий срок написал «Два революционных марша» для фортепиано, «Песнь свободы» для хора с фортепиано, и свою первую оркестровую композицию «Ликующую увертюру» D-dur. Причем «Песнь свободы», названная революционерами чешской Марсельезой, распространялась среди восставших, как листовка.
В 1849 году Сметана женился на пианистке Катаржине Коларжовой, с которой познакомился еще в Пльзене.
После подавления восстания в стране сложилась обстановка разгула реакции и политической нестабильности. В семье же Сметаны произошла трагедия. В течение двух лет умерли три из четырех дочерей композитора, и тяжело заболела жена. Все это не могло не отразиться на моральном состоянии композитора, да и оставаться на родине стало не безопасно. По совету друзей он уезжает в Швецию, заняв предложенную ему должность фортепианного педагога. Перед отъездом состоялось, наконец, личное знакомство его с Листом.
Пять лет прожил Сметана в приморском шведском городе Гётеборге. Он часто концертировал в Швеции, Германии, Дании и Голландии и много сочинял. Несколько раз навестил Листа в Веймаре. Произведения, созданные композитором в Гётеборге, связаны идейной общностью и созвучны свободолюбивым тенденциям борцов за независимость Чехии.
В 1859 году резко ухудшилось состояние жены композитора. Было принято решение о возвращении в Чехию. Однако по пути на родину, в Дрездене, Катаржина умерла.
Летом того же года Сметана, обручился с Беттиной Фердинандовой, затем состоялась свадьба, а в 1861 году композитор вернулся в Прагу. Здесь через пять лет к нему пришел его первый, по настоящему, большой успех. Восторженно приняла пражская публика его оперу «Брандербуржцы в Богемии». В том же году была поставлена комическая опера Сметаны «Проданная невеста», которая до сих пор не сходит со сцен многих театров мира.
К концу шестидесятых годов стали все явственнее проявляться симптомы неизлечимой по тем временам болезни Сметаны – сифилиса. Несмотря на это он много работал, но в 1874 году полностью потерял слух. Поэтому, он был вынужден оставить занимаемый им пост оперного дирижера. Сметана поселился в доме лесничего Й. Шварца, мужа своей единственной оставшейся дочери Софии, недалеко от Праги в деревеньке Ябкенице. В последующие 10 лет, будучи совсем глухим, он создал еще четыре оперы и несколько симфонических циклов.
Однако заболевание композитора неумолимо подошло к конечной стадии, когда наступает период неконтролируемой агреcсии. Он стал ломать мебель в своей комнате и угрожать револьвером домашним. 23 марта 1884 года, после тяжелейшего приступа буйства Сметану поместили в пражскую психиатрическую клинику, где он 12 мая, не приходя в сознание, скончался.
Так ушел из жизни первый крупный чешский композитор мирового уровня.
Ф.Лист писал друзьям: «Я потрясен смертью Сметаны. Он был гений!».
Ноты произведений композитора Бедржих Сметана.
12 марта, 2015
Сметана умер не от сифилиса. у него был рассеянный склероз, а в конце старческое слабоумие. Сифилис придумали его завистники, чтоб подмочить репутацию гениального композитора.