Английский композитор, дирижер и пианист Бенджамин Бриттен родился 22 ноября 1913 года в Лоустофте, что в графстве Суффолк. Еще с детства музыка привлекала ребенка, позднее он занимался композицией у Ф.Бриджа. С 1930 по 1932 годы Бенджамин учился в Королевском музыкальном колледже в Лондоне. Здесь его учителями были Д.Айрленд и А.Бенджамин. В годы учебы талантливый юноша написал Квартет-фантазию и вариации «Родился мальчик» на тексты старинных рождественских песнопений, которые были тепло встречены английской публикой.
В 1934 году Бриттен услышал оперу Альбана Берга «Воццек», которая стала мощнейшим музыкальным впечатлением юноши. Он был намерен даже поехать в Вену для обучения у знаменитого представителя «новой венской школы», но противодействие матери оказалось сильнее его намерений, и он не смог этого сделать.
В 1935 году Бриттен начал работать для киностудии GPO Film Unit. Здесь он повстречался с поэтом Уистеном Хью Оденом. Возникло многолетнее творческое содружество, и они стали вместе работать над музыкой к фильмам, радиопередачам и театральным постановкам. Позднее Бриттеном была написана оперетта «Пол Баньян», вокальный цикл «Наши отцы – охотники» и «Гимн святой Цецилии» на либретто Одена.
В начале вспыхнувшей в Европе второй мировой войны Бриттен уезжает в Америку. Здесь, вдали от родины, композитор написал замечательную музыку, светлую и трагическую – «Семь сонетов Микеланджело». А созданная здесь же, и посвященная памяти английского батальона Интербригад, сражавшегося в Испании «Баллада о героях», стала достойным памятником борьбы с фашистами.
В Америке Бриттен близко сошелся с замечательным певцом П. Пирсом. Знакомство и дружба с ним зародила интерес композитора к вокальной музыке и, по мнению многих исследователей, привела его к оперному жанру.
Бриттен вернулся в Англию в 1942 году и обосновался в Олдбро, небольшом городке на Восточном побережье. Произведения, созданные в первые годы после возвращения на родину, отмечены влиянием классика английской музыки Пёрселла. Его творчество – высшее проявление английского духа в музыке, – навсегда останется теперь ориентиром для Бриттена. Вскоре по возвращении были написаны: антем «Возрадуйтесь Агнцу», «Серенада» для тенора, валторны и струнных и 2-ой струнный квартет.
В 1945 году на сцене лондонского театра «Седлер Уэллс» была поставлена первая опера Бриттена «Питер Прайме». Успех превзошел все ожидания. Событие фактически возродило давно утраченную славу английской музыки. Опера обошла все крупнейшие сцены театров мира, и везде ей сопутствовал успех.
Уже через год состоялась премьера новой оперы Бриттена «Поругание Лукреции». Стилизованная под античную трагедию, опера также имела немалый успех.
В 1948 году при участии Бриттена и Пирса были учреждены международные музыкальные фестивали в Олдбро. Для первых фестивалей Бриттен написал кантаты – «Святой Николай» и «Слезы».
Каждая новая опера, а Бриттен написал их около 12, является освоением нового содержания, новых жанровых и стилистических форм. Кроме опер Бриттен написал балет «Принц пагод». Это романтическая сказка была создана им под впечатлением удивительно красивой музыки острова Бали.
В наследии композитора значительное место занимают произведения для виолончели, созданные для Мстислава Ростроповича. Это Соната, Симфония и 3 сольные сюиты. Для великой певицы Галины Вишневской Бриттен написал цикл песен «Эхо поэта» на стихи Пушкина.
Перу Бриттена принадлежит несколько церковных притчей, множество оркестровых произведений и сочинений для хора.
Бриттен выступал не только как дирижер, но и как пианист, исполняя и свою музыку, и сочинения других композиторов, в том числе и Шостаковича, который посвятил Бриттену свою 14-ую симфонию. В свою очередь Бриттен посвятил Шостаковичу свою оперу «Блудный сын». Три раза он приезжал с гастролями в Россию.
Грандиозные заслуги Бриттена перед английской музыкой были отмечены многочисленными наградами, а в 1976 году ему было пожаловано звание пэра Англии.
Английский композитор Бенджамин Бриттен умер 4 декабря 1976 года в Олдбро, прожив 63 года.