«В этой стране живет великий человек – композитор, который решил проблему сохранения личной и творческой независимости. Он отвечает презрением на безразличие окружающих. Он не прислушивается ни к похвалам, ни к нападкам. Его имя – Айвз.»
Арнольд Шёнберг
(из архива, 1951г.)
Американский композитор Чарлз Эдуард Айвз (Charles Edward Ives) родился 20 октября 1867 года в небольшом городке Дэнбери штата Коннектикут, в семье Джорджа Эдуарда Айвза, капельмейстера Первого артиллерийского полка. Полк, в свое время сражался под руководством Авраама Линкольна в американской Гражданской войне 1861-1865 годов. После окончания войны, капельмейстер поселился в тихом провинциальном городке Дэнбери, создал здесь духовой оркестр, который и стал центром всей музыкальной жизни горожан. Мать будущего композитора отличалась необычайной музыкальностью, и, обладая красивым голосом, пела в местном церковном хоре.
Джордж Айвз был разносторонне одаренным, оригинальным человеком, обладал пытливым умом исследователя с постоянным стремлением к чему – то новому. Он много экспериментировал в музыке, увлекаясь акустическими опытами с дроблением интервалов темперированной шкалы на четверти и еще более мелкие доли тонов, и все свое свободное время посвящал музыкальным экспериментам.
Джордж оказал сильнейшее влияние на формирование художественных убеждений и симпатий своего сына. Он стал первым и единственным его музыкальным педагогом до поступления ребенка в Йельский колледж. С пятилетнего возраста отец стал обучать мальчика гармонии, полифонии, истории музыки, знакомил с сочинениями Баха и других великих классиков. Наряду с классическим музыкальным звучанием мальчик был приучен к неожиданным звукосочетаниям и непривычным акустическим феноменам.
Вместе с тем отец с самого начала привил интерес сына к тому, что звучало вокруг. Здесь были и суровые пуританские псалмы, и веселые плясовые наигрыши сельских скрипачей, звучали негритянские регтаймы, патриотические гимны, цирковые польки и задушевные трогательные песни Стивена Фостера.
Мальчик внимательно вслушивался в звучание мелодий, исполнявшихся духовыми оркестрами, народными певцами и актерами бродячих небольших театриков. Их называли тогда “minstrel – show”. Совсем ребенком он начал играть в оркестре отца на ударных инструментах. Играя, он нередко импровизировал, против чего отец не возражал. «Лишь бы в них был хоть какой – то музыкальный смысл», – говорил он обычно в таких случаях.
Свои первые сочинения, написанные для различных инструментов, Чарьз посвятил памяти кошек и собак, принадлежавших его близким друзьям. К этому времени он неплохо овладел техникой игры на рояле, скрипке и трубе. А с одиннадцати лет его внимание привлек орган. Необычная тембровая природа звука этого инструмента просто потрясла его. Чарлз стал активно учиться игре на нем и уже через два года получил место органиста в Конгрегационистской церкви в Дэнбери. Он сопровождал своей игрой воскресные богослужения и, как писали местные газеты, был «самым молодым органистом в штате Коннектикут».
Летом 1890 года Айвз дал свой первый органный концерт, в программу которого входили сочинения Баха, Россини и Мендельсона. Сюда же исполнитель включил и собственные пьесы, обработки народных песен и популярных маршей.
К 1894 году, времени поступления в Йельский университет, молодой музыкант написал уже десятки произведений, среди которых была органная соната, несколько полифонических пьес и большое количество песен. Он становится учеником известного композитора Горацио Паркера, который привил своему ученику за четыре года основательные технические навыки в композиции. Но сочинения Айвза, написанные обычно в политональном складе, никогда не вызывали хорошего отклика у учителя, воспитанного в строгих правилах мюнхенской музыкальной школы. Тем не менее, творческие расхождения с учителем не мешали Айвзу всегда с большим уважением говорить о Паркере как о композиторе и педагоге.
После окончания учебы перед Чарлзом Айвзом встал вопрос о материальной стороне жизни. Он прекрасно понимал, что занимаясь своей музыкой, он не может рассчитывать на благосклонность публики и издателей. А игра в церкви на органе или концертная деятельность не принесут ему и будущей семье сносного существования. Эта принципиальная позиция и стала тогда причиной, по которой молодой, творчески активный композитор отказался от профессиональной музыкальной карьеры и стал работать простым клерком в страховом агенстве «Раймонд и компания», получая приличную зарплату. Айвз быстро проявил себя инициативным и умелым организатором в деле страхования жизни и имущества, изучил проблемы этого вида бизнеса и разработал новые методы работы. Все это позволило ему уже в 1907 году основать в Нью-Йорке собственную страховую компанию «Айвз и Майрик», которая совсем скоро заняла одно из первых мест среди всех страховых компаний Соединенных Штатов Америки.
Бизнес принес Айвзу полную материальную и творческую независимость в музыкальном мире, которая позволила ему настойчиво продолжать поиски индивидуального пути в искусстве, несмотря на враждебную позицию современной ему критики и равнодушие к его музыке исполнителей, издателей и публики. Он много и плодотворно пишет, но вызывает лишь пренебрежительное отношение публики, исполнителей и критики к своему искусству. Главной отличительной особенностью музыки Айвза была свобода от академических правил. Он предвосхитил многие находки европейских композиторов, – алеаторику, микрохроматические интервалы и серийную технику. Все это сочеталось в нем с его характером и мировоззрением. Его интеллектуальная независимость, склонность к эксцентрике, оптимизм и искренняя вера в Бога ярко воплотились в его крупных произведениях, таких как третья симфония «Встреча под открытым небом», в симфонии «Праздники», оркестровой сюите «Три места в Новой Англии» и «Конкорд-сонате» для фортепиано.
В 1918 году Айвз перенес свой первый серьезный сердечный приступ, который надолго вывел его из строя и заставил полностью прекратить творческую деятельность. С этих пор им были написаны лишь несколько незавершенных пьес. Он так и не смог поправить свое некогда крепкое здоровье. По этой же причине в 1928 году Айвз прекратил работу в страховой компании и руководство фирмой «Айвз и Майрик» целиком перешло к его партнеру Джулиану Майрику.
Последующие годы жизни композитора прошли в раздумьях над проблемами философии, искусства и социологии. Он работает над очерками социально – политического характера, пишет мемуары, в нескольких очерках объясняет идейное содержание своих музыкальных сочинений и отстаивает свои творческие принципы. Ведет активную переписку с американскими музыкальными деятелями. 19 мая 1954 года в возрасте 79 лет Айвз скончался.
Композитор писал музыку не испытывая особой надежды, что она будет когда либо исполнена, а потому, когда в конце жизни к нему пришло признание, он был очень этому рад. В 1947 году его Третья симфония, почти через сорок лет, после написания, была удостоена Пулитцеровской премии. Сегодня Чарлз Эдуард Айвз признан на родине, как первый подлинно выдающийся и самобытный композитор, классик американской национальной музыки.