Знаменитый итальянский композитор неаполитанской школы Доменико Чимароза (Domenico Cimarosa) родился в 1749 году в городке Аверсе вблизи от Неаполя. Его отец был мелким ремесленником каменщиком и умер довольно рано, мать была простой прачкой, а потому не могла дать ребенку хорошего образования. С большим трудом ей все-таки удалось поместить сына в школу для бедных “Mineurs conventuels” при одном из монастырей в Неаполе. Здесь мальчик начал заниматься музыкой с органистом этой школы Palcano. Вскоре проявились исключительные музыкальные способности Доменико и через некоторое время, с помощью протекции учителя Polcano, ему удалось поступить в консерваторию “Santa Maria di Loretto”. Это произошло в 1761 году.
Его учителями во время учебы в консерватории были Д.Манна, Г.Саккини, И.Галло, Ф. Фенароли и Н.Пичинни. Этот звездный состав преподавателей научил Доменико искусству пения, игре на клавесине, скрипке и органе. Но главное, чему научился за 11 лет учебы молодой музыкант, была великолепная композиторская техника. Из консерватории вышел вполне сложившийся композитор, имеющий уже свои сочинения.
Сразу после окончания консерватории, в 1772 году в Неаполе состоялась премьера первой оперы Доменико Чимароза «Причуды графа». Успех был совершенно очевиден. С этой постановки и началась блестящая карьера итальянского музыканта. Он быстро завоевал широкую известность и стал получать заказы и писать оперы для многих городов Италии. В 1780 году в Риме была поставлена опера Чимарозы «Гай Марий». Его другие оперы, среди которых выделяются «Рынок Мальмантиле, или Обманутое тщеславие», «Итальянка в Лондоне» и «Джаннина и Бернардоне» ставились в Венеции, Флоренции, Милане, Турине и других городах Италии. Теперь известность композитора, вышла далеко за пределы Италии, и прогремела по всей Европе. Везде принимали его с большими почестями.
В 1782 году он стал капельмейстером венецианской консерватории Оспедалетто, а с 1785 года занял должность еще и второго органиста королевской капеллы Неаполя.
В 1789 году Чимороза был приглашен в Россию ко двору Екатерины II в Санкт-Петербург в качестве придворного капельмейстера, руководителя итальянского придворного театра и «сочинителя музыки». Приглашение было принято, и маэстро отправился в Россию. На всем пути – в Вене, Варшаве – Чимарозу встречала с распростертыми объятиями толпа многочисленных его поклонников.
В России композитор пробыл три года и за это время написал кантату “La Felicita inaspettata”, и осуществил постановку трех написанных здесь опер: “Cleopatra”, “La Vergine del sole” и “Atene edificata”.
В 1792 году композитор возвратился в Вену в качестве придворного капельмейстера. Вскоре после его приезда, здесь состоялась премьера одной из самых известных опер Доменико Чимароза – “II matrimonio segreto” («Тайный брак »), в присутствии австрийского императора Леопольда II. Успех тогда был поистине грандиозный, а император потребовал повторить весь спектакль на «бис». По свидетельству современников, оперу отличали чарующие мелодии, которые и составили с этих пор ему бессмертное имя драматического композитора. Произведение было создано на либретто Дж. Бертати по пьесе «Тайное супружество» Д.Кальмана и Д. Гарика.
В 1793 году Чимароза возвратился в Италию, где занял должность придворного капельмейстера в Неаполе. Некоторое время он жил в Венеции, а затем в Риме.
В 1799 году произошло Неаполитанское восстание, в результате которого в Неаполе была провозглашена республика, и Чимароза с восторгом встретил это событие. Композитор откликнулся на произошедшую революцию активным участием в ней и по этому поводу сочинил «Патриотический гимн» на слова Л.Росси.
Однако, просуществовав несколько месяцев, республика потерпела поражение и все прямые и косвенные участники этих событий были арестованы. Чимароза тоже был арестован и приговорен к смертной казни.
Но судьба была на сей раз милостива к опальному композитору. Король Фердинанд помиловал его и заменил смертную казнь тюремным заключением. Тюремная жизнь подорвала здоровье Чиморозы и когда, через два года, он вышел из тюрьмы, то прожил после этого совсем недолго. Он умер в Венеции в январе 1801 года, когда ему был 51 год. После его смерти поговаривали, что композитор был отравлен королевой Каролиной, за что-то люто ненавидевшей его. Еще современники говорили, что Чимароза был Рафаэлем в музыке и последним представителем славной Скарлаттиевской эпохи. Стендаль считал его гением, равным Гайдну и Моцарту.
Творческое наследие композитора довольно обширно. Здесь около семидесяти опер, и множество сочинений духовной музыки. Это несколько месс, два реквиема, оратории «Юдифь» и «Торжество религии». Интересны несколько кантат, клавирные сонаты, концерты, среди которых самый популярный – Концерт для двух флейт с оркестром. Отдельно следует отметить и 105 небольших пьес для пения, для петербургского двора.
Виктор Каширников
Ноты произведений Доменико Чимароза