Неподалеку от Флоренции в небольшом городке Лукка 22 декабря 1858 года родился один из потомков древнего рода итальянских музыкантов Джакомо Пуччини (Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini). Целых пять поколений композиторов предшествовали его рождению. Отец мальчика, Микеле Пуччини, был одним из организаторов Музыкального института в Лукке и являлся ведущим преподавателем этого института по классу композиции и музыкально-теоретических предметов. Кроме этого он был органистом и руководителем капеллы церкви Бенедиктинского ордена.
Мать Джакомо Альбина Пуччини вышла из музыкальной семьи Маджи и тоже была отмечена немалым музыкальным даром. Когда у Джакомо в 1864 году неожиданно умер отец, городские власти, не сомневаясь ни минуты, сохранили почетную должность органиста и руководителя капеллы за его пятилетним сыном. Временно на его место был назначен Фортунатто Маджи, который был обязан немедленно уступить место Джакомо, как только он будет в состоянии приступить к исполнению своих обязанностей. И маленький мальчик не обманул ожиданий. Сначала он стал певчим, а затем и органистом в церкви Бенедиктинского ордена. А было ему в ту пору всего лишь десять лет. Музыке Джакомо учили его дядя Фортунато Маджи и позднее директор Музыкального института в Лукке Карло Анжелони.
В марте 1876 года в Пизе состоялась первая постановка оперы Верди «Аида». Узнав об этом накануне, Джакомо с двумя товарищами отправились туда пешком, не имея денег на железнодорожные билеты. Сильнейшее впечатление от спектакля способствовало твердому решению Джакомо стать оперным композитором. Через четыре года, благодаря полученной стипендии и финансовой помощи Никколо Черу, дяди его мамы, Джакомо Пуччини приехал в Милан, и блестяще преодолев все испытания, поступил в Миланскую консерваторию. Он был зачислен в класс композитора и теоретика Антонио Баццини. Композицией Джакомо стал заниматься с А. Понкьели.
Еще в студенческие годы Пуччини принял участие в конкурсе на одноактную оперу, который был объявлен издательством “Sonzogno”. Либретто оперы было написано Фердинандо Фонтано. И хотя победу в конкурсе опера «Виллисы» не принесла, она обратила на себя внимание издателя Джулио Рикорди и была поставлена в миланском театре «Даль Верме». Постановка оперы стала первым успехом молодого композитора и положила начало многолетнему сотрудничеству его с издательством Рикорди. Восемнадцать раз взволнованная миланская публика вызывала тогда на сцену создателей оперы. Это был поистине грандиозный и потрясающий успех.
Некоторое время жена богатого купца из Луки двадцатилетняя Эльвира Джеминьяни брала уроки музыки у молодого композитора Джакомо Пуччини. Взаимные симпатии неожиданно для них переросли в страстную, пылкую любовь. Летом 1884 года Эльвира оставила мужа и, взяв с собою дочь Фоску, спешно выехала в Милан. По католическим законам брак Эльвиры с ее прежним мужем считался нерасторжимым. От новой семьи отвернулись родственники. Главная же тяжесть «греховной жизни» упала на молодую женщину, и двадцать лет она чувствовала себя отверженной обществом. Только смерть ее бывшего мужа позволила супругам Пуччини скрепить официально этот союз. Сыну от их брака в то время исполнилось уже 18 лет.
Следующая опера «Эдгар», созданная Пуччини и Фонтано и поставленная в Ла-Скала в 1889 году, никакого успеха не имела. Главной же причиной неудачи стало плохо написанное либретто оперы. И именно потому сюжет для своей следующей оперы «Манон Леско», композитор решил выбрать самостоятельно. А либреттистами стали Иллика и Джакоза. В 1893 году в Турине состоялась премьера этой оперы. И вот теперь всеобщий успех постановки сделал имя композитора известным во всей Европе. Следующие оперы «Богема» и «Тоска», несмотря на сильные и яркие драматические акценты большого и шумного успеха не имели.
Летом 1900 года, находясь в Лондоне, Пуччини увидел на сцене Театра герцога Йоркского новую драму американского драматурга Дэвида Беласко «Мадам Баттерфлай». Пьеса сразу покорила композитора и настолько, что, ворвавшись за кулисы, он с жаром и со слезами на глазах попросил драматурга «уступить» ему этот сюжет. Как вспоминал впоследствии драматург, не уступить тогда было просто невозможно. В ноябре 1901 года Пуччини приступил к работе над этой оперой. Весной следующего года композитор встретился со знаменитой японской драматической актрисой Садой Якко. Долгие беседы с ней позволили ему уловить тембр голоса, фонетику и ритм говора женщины-японки и отразить все это потом в своей замечательной опере. Но работа над оперой была неожиданно прервана. Поздней туманной февральской ночью Пуччини с женой и сыном возвращался в свое любимое поместье в Торо дель Лаго. В нескольких километрах от Луки, водитель потерял управление, и автомобиль рухнул в кювет. Никто почти не пострадал, но Пуччини получил серьезные увечья. Тяжелая контузия и сложный перелом ноги надолго уложили его в постель. Только ближе к осени он вернулся к работе над оперой.
7 февраля 1904 года самая любимая опера Пуччини, поставленная в «Ла Скала», потерпела полное фиаско. Зависть к растущей славе композитора светских кругов миланского общества вызвала их недружелюбное к нему отношение. Немалую роль сыграли здесь и оперные клакеры, которые поставили целый спектакль, чтобы провалить оперу.
В 1909 году молодая служанка семьи Пуччини, обвиненная Эльвирой в непозволительной связи с ее мужем, покончила с собой. Событие привело к громкому судебному разбирательству. Композитору с большим трудом удалось добиться замены тюремного наказания жены денежным штрафом, но разыгравшаяся в Торе дель Лаго драма глубоко подействовала на Пуччини, и его творческая активность с этого времени заметно угасла.
Последним сочинением композитора стала опера «Турандот». Но закончить ее создание Пуччини уже не смог. У него обнаружился рак гортани, и сердце не выдержало проведенной хирургической операции. Ранним утром 29 ноября 1924 года оно перестало биться.
Через два года на премьере оперы «Турандот» в театре «Ла Скала» 25 апреля 1926 года, остановившись на последних страницах партитуры, написанной Пуччини, великий Артуро Тосканини положил дирижерскую палочку и, повернувшись лицом к публике, произнес: «Здесь смерть прервала работу над оперой, которую маэстро не успел завершить». Все встали в почтительном едином порыве. Театр «Ла Скала отдал последнюю дань великому композитору.
Виктор Каширников
Ноты произведения Джакомо Пуччини