Итальянский композитор Джованни Батиста Перголези (Giovanni Battista Pergolesi) родился 4 января 1710 года в небольшом городке Ези, провинции Анкона. С детства Джованни не был равнодушен к музыке и потому, достигнув тринадцатилетнего возраста, он поступил учиться в одну из неаполитанских консерваторий – Poveri di Jesu Cristo. Здесь в классе преподавателя Доменико Матея молодой музыкант стал быстро совершенствоваться в игре на скрипке. Прошло совсем немного времени, и ученик неожиданно принес своему профессору сочиненную им сонату. Уникальные музыкальные способности ученика в области композиции были настолько очевидны, что было принято решение о необходимости его занятия и с другими преподавателями. Вначале Джованни занимался композицией с Гаэтано Грэко, а позднее его заменил лучший в Неаполе педагог по композиции Франческо Дуранте.
Перголези отличало удивительное трудолюбие. Будучи учеником консерватории, он работал еще и скрипачом в оркестре. Одновременно много времени молодой музыкант отдавал сочинению своих произведений. В 1731 году им была создана духовная драма “San Guglielmo d`Aquitania”, которая с невероятным успехом была исполнена в монастыре St. Agnese Maggiore, и вызвала бурю эмоций у слушателей.
Этот событие сделало композитора известным в музыкальных кругах, и в начале следующего года он был приглашен князем Стильяно на службу в качестве капельмейстера оркестра. Вскоре Перголези написал музыку к драме “La Salustia” и первую свою оперу “ Ricimero”. Поставленные на сцене театра « Сан-Барталамео» в Неаполе, эти произведения имели, однако, посредственный успех. Столь печальное событие на некоторое время охладило интерес композитора к музыке для театра, и он начал писать инструментальные сочинения. В довольно короткое время Перголези создал 33 трио для двух скрипок и баса. Написанные сочинения стали очень популярны в кругу любителей музыки и были изданы в Лондоне и Амстердаме.
Подлинную же мировую славу заслужили созданные затем выдающиеся сочинения композитора. Его великолепная десятиголосная двуххорная месса и “Magnificat” навсегда остались среди лучших произведений этого жанра.
Тем не менее, вновь возникший интерес Перголези к сочинению опер, побудил его к созданию музыки для театра. И замысел был незамедлительно воплощен в жизнь.
В 1733 году в Неаполе была поставлена новая опера композитора – “Serva Padrona”. Премьера прошла успешно и вызвала большой интерес даже во Франции. Произведение перевели на французский язык, и эта итальянская опера, после перевода получившая название “Servante maitresse”, открыла двери итальянским операм на парижскую сцену.
190 представлений выдержала эта постановка в Париже, а восторженные критические статьи в прессе дополнили большой успех.
В том же году Перголези был назначен регентом капеллы Notre Dame в Лоретто. Вместе с этим, ободренный удачной премьерой, он тотчас приступил к сочинению своих новых опер. Наступил короткий период, когда композитором были созданы несколько замечательных произведений в этом жанре, причем большая часть успеха пришлась на его комические оперы “Lo Frate inamorato” и “IL Maestro di musica”. Теперь всем стало очевидно, что выдающийся представитель неаполитанской оперной школы Джованни Перголези, фактически создал новый оперный жанр – оперы буффа. Характерными для этого жанра стали новый музыкальный стиль и оживленные, действенные ансамбли с чертами бытовой песенности. Оперное искусство стало более жизненным и избавилось от напыщенного виртуозного пения, близкого концертному исполнению. Следует сказать, что черты нового появились и в других сочинениях Перголези, которые на самом деле предвосхитили глубокий стилевой перелом в музыкальном искусстве середины XVIII века.
После невиданного успеха в создании своих опер, Перголези постепенно вернулся к сочинению духовных произведений.
Среди его многочисленных произведений церковной музыки “Salve Regina” и “Stabat mater”, получили поистине мировое признание. Особенно, последнее из них, написанное для сопрано, альта, струнного квартета и органа.
Джованни Перголези был по жизни легко возбудимым и болезненным человеком и при этом чрезвычайно трудолюбивым. Все это не могло не сказаться на его здоровье. В 25 лет он заболел скоротечной чахоткой и вынужден был уехать в Пуццуоли, в предместье Неаполя. Здесь жизнь его постепенно угасала. В последние свои дни он работал над переделкой своего любимого произведения – “ Stabat mater” и успел закончить эту переделку.
Джованни Перголези умер 16 марта 1736 года. Ему было всего 26 лет. Ошеломленные соотечественники даже не сразу поверили в случившееся, а узнав достоверно, горячо сожалели о столь ранней утрате.
Творческая личность великого итальянского маэстро отличалась не только редкой яркостью, но и удивительной целеустремленностью. За столь короткую жизнь он сумел наметить новые пути практически во всех музыкальных жанрах, составлявших его творчество. Многие поколения композиторов воспользовались его музыкальными традициями. Так, В 1919 году И.Стравинский написал балет с вокальным сопровождением – «Пульчинелла», используя музыкальные темы Перголези.
В солнечной Италии, с тех давних пор, во всех церковных храмах стала исполняться его замечательная духовная музыка.
А в конце 2009 года в один из «Декабрьских вечеров» в заснеженной Москве, в музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, через 273 года после создания, прозвучала великая кантата Джованни Перголезе “Stabat mater”. Прозвучала торжествественно и проникновенно. Именно так, как и написал ее итальянский композитор.