rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Джованни Батиста Виотти

Почти 200 лет назад жил и творил великий итальянский композитор, Виотти сочинил 29 концертов для скрипки с оркестром, 21 струнный квартет, 36 струнных трио, 54 дуэта для двух скрипок и множество других менее крупных произведений…

Известный итальянский композитор и скрипач Джованни Батиста Виотти родился 12 мая 1755 года в Фонтанетто-да-По, провинции Верчелли, в Италии.

Отец ребенка, простой местный кузнец, был человеком очень музыкальным и прекрасно играл на валторне. А потому был весьма доволен тем, что маленький Джованни с детства пристрастился к музыке, и высшим его удовольствием было играть на небольшой скрипке, которую родные по случаю купили ему на ярмарке. Начальные уроки музыки будущий композитор получил у, в общем то, заурядного скрипача Джиованини, а затем с ним стал заниматься флейтист Jean Pavio. Ученик делал довольно быстрые успехи, и когда он в первый раз сыграл сонату “Besotti”, всем стало понятно, что впереди у начинающего талантливого музыканта большое будущее. Джованни стал часто участвовать в концертах и оркестрах, великолепно играя без репетиций партии первых скрипок. Однажды его игру на скрипке услышал большой любитель музыки, принц de la Cisterna. Игра настолько понравилась принцу, что он сразу же решил изменить судьбу молодого скрипача. Принц поселил Виотти у себя во дворце в Турине и вскоре дал ему возможность заниматься музыкой серьезно. Преподавателем музыканта стал знаменитый тогда профессор Пуньяни, которому в значительной степени Виотти обязан дальнейшим развитием своего замечательного таланта.

В 1780 году музыкант, сопровождаемый своим маэстро, совершил длительную концертную поездку по Германии, Польше и России. Большой успех сопровождал это путешествие. Во всех странах выступления были встречены с восторгом. Особенно тепло ему рукоплескали в 1781 году в Петербурге. Этому способствовала уникальная и неповторимая техника исполнителя и его поразительная музыкальность.

Несколько отвлекаясь от концертной деятельности Виотти, необходимо здесь заметить, что он при этом, много, постоянно и весьма успешно занимался сочинением своей музыки.

Через три года Виотти дебютировал в «Духовных концертах» в Париже. Правда, особого успеха выступления музыканта в этих концертах не получили. Парижская публика не оценила его таланта и не уяснила себе красот стиля исполнения, которым обладал итальянский скрипач. Несмотря на это, королева Мария-Антуанетта, любившая оказывать покровительство начинающим музыкантам, назначила Виотти придворным аккомпаниатором, а впоследствии при ее содействии он получил место директора музыки у герцога Субиза.

В 1788 году композитор основал в Париже новый итальянский оперный театр “Theatre de Monsiuer”. Административная деятельность отнимала у Виотти так много труда и времени, что ему пришлось совершенно оставить композиторство и, уж тем более, концертные выступления. Поначалу дела в театре шли довольно успешно, однако позднее, политические смуты в стране, закончившиеся революцией, вызвали бегство из Франции противников нового режима. Не дрогнув, спокойно и величаво, погибла под ножом гильотины покровительница композитора, королева Мария-Антуанетта. В стране свирепствовал террор, и всем было не до представлений. Успешно начатое дело создания театра потерпело полное фиаско, и Виотти был совершенно разорен. Кроме всех этих бед, композитора стали обвинять в роялистских симпатиях и он, чтобы сохранить свою жизнь, должен был срочно покинуть Францию и эмигрировать в Англию, так как революционеры в этом случае долго не мешкались. Здесь, в Лондоне он стал выступать в концертах, организованных немецким скрипачом И.П. Заломоном. Это были так называемые «Opera concert», где совместно выступали Й.Гайдн, И.Заломон и Д.Виотти.

В 1797 году композитор был назначен капельмейстером и директором лондонского Королевского театра, но через год был выслан из Англии, как революционный агент. Кто- то из близкого окружения музыканта оказался лживым доносчиком. Виотти перебрался в Шёнфельд, что неподалеку от Гамбурга, и жил там вплоть до 1802 года, когда воспользовавшись объявленной амнистией, вновь поселился в Лондоне, впрочем, изредка наезжая и в Париж. Встречаясь здесь со своими старинными друзьями Керубини и Гарата и вспоминая пройденный путь, однажды, он вдруг почувствовал, что вдохновение вновь вернулось к нему. И вот снова, как в былые времена, Виотти отдается композиции. Он пишет много интересных инструментальных сочинений, в основном, скрипичных концертов. Причем композитор освободил тогда музыку скрипичного концерта от традиционного влияния церковного стиля, расширил сольную партию скрипки и значительно увеличил состав оркестра.

А в 1819 году композитор на более долгое время переехал во Францию, куда его пригласили возглавить знаменитый парижский театр «Гранд-Опера» Весной 1824 года Виотти предпринял развлекательное путешествие в Англию. Судя по всему, ничего не предвещало беды, но неожиданно, когда композитор был в Лондоне, у него остановилось сердце. Было ему в ту пору 69 лет.

Современники считали музыканта самым влиятельным скрипачом их времени и крупнейшим представителем эпохи героического классицизма в скрипичном искусстве, эпохи, предшествующей появлению великого Николо Паганини. Его считали также основоположником французской скрипичной школы XIX века, а мощная полнозвучная манера игры музыканта была воспринята его учениками: Р.Крейцером, П.Роде и другими виртуозами. Его любимый ученик П.Роде возглавил «школу парижской консерватории», где изучались творческие и технические приемы великого маэстро.

Виотти сочинил 29 концертов для скрипки с оркестром, 21 струнный квартет, 36 струнных трио, 54 дуэта для двух скрипок и множество других менее крупных произведений.

Лучшим концертом для скрипки с оркестром, написанным композитором, стал a-moll №22, который, кстати, очень ценил И.Брамс.

Почти 200 лет назад жил и творил великий итальянец, но по и сегодняшний день не угасает память о нем. На родине Виотти в Верчелли систематически проводятся международные конкурсы музыки и танца его имени.

Виктор Каширников

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.