rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Этьен-Николя Мегюль

Этьен–Николя Мегюль родился 22 июня 1763 года во французском городке Живе, Арденского департамента, в семье повара. Своим первоначальным музыкальным образованием Мегюль обязан слепому органисту францисканской церкви своего городка. Занятия со слепым музыкантом шли настолько хорошо, что учитель поручил десятилетнему мальчику полностью обслуживать церковный орган, и в праздничные дни сюда издалека стекались многочисленные прихожане, чтобы послушать игру юного органиста. Будучи чрезвычайно талантливым человеком, маленький музыкант рано почувствовал пробелы в своих музыкальных познаниях, и чтобы как — то восполнить их, Мегюль отправился к очень известному тогда немецкому органисту монастыря “Lavaldieu” Вильгельму Гайзеру. Позанимавшись с ним некоторое время, сделал совершенно фантастические успехи.

В 1779 году шестнадцатилетний Мегюль переехал в Париж, где начал брать уроки у профессора Эдельмана. Через два года ему удалось издать свои первые фортепианные сонаты, впрочем, не представлявшие собой ничего выдающегося. Зато эта первая неудача молодого музыканта заставила его перейти к сочинению драматической музыки, в которой, как оказалось, и было его настоящее призвание. Вскоре он познакомился и сблизился с К.В. Глюком. Знаменитый композитор своими советами помог завершить Мегюлю музыкальное образование. Под его руководством молодой музыкант написал свою первую настоящую оперу “Alonzo et Cora”.

После завершения музыкального образования, Мегюль много концертировал в качестве клавесиниста. Он близко сошелся с художником Л.Давидом, который играл тогда вместе с ним в концертах на скрипке. Кроме того, он много работал над своими музыкальными сочинениями. В основном это были сонаты для фортепиано и для скрипки и фортепиано. В 1790 году на сцене «Театр Итальен» в Париже состоялась премьера комической оперы Мегюля “ Euphrosine et Corradin”. Грандиозный, по парижским меркам, успех постановки сделал имя композитора известным в музыкальном мире.

Нагрянувшие затем революционные события в Париже оказали сильнейшее влияние на творческую и общественную деятельность Мегюля. Он активно участвует в создании нового массового искусства, руководит устройством грандиозных народных революционных празднеств. В 1793 году композитор становится одним из организаторов Национального музыкального института, реорганизованного впоследствии в парижскую консерваторию. В 1795 году он занял должность первого инспектора Парижской консерватории и тогда же был избран членом Института Франции. Работая в консерватории, Мегюль проявил себя возвышенными порывами, прямотой и добрым отношением ко всем учащимся.

Активная общественная деятельность Мегюля во время Великой французской революции, успешно сочеталась с его большим творческим подъемом. Это проявилось прежде всего в героических революционных песнях и гимнах, а также во множестве написанных им тогда комических операх. Особым успехом пользовалась «Походная песня» на слова Ж.М. Шенье, которую современники ценили наряду со всем известной «Марсельезой». Не меньшей славы были удостоены «Песня побед» и «Песня возвращения».

В области оперного искусства особенно прославилась тогда комическая опера «Стратоника», поставленная на сцене парижского театра «Опера комик».

Вообще же композитор написал 45 опер, многие из которых с триумфом были поставлены на сценах многих мировых театров. Чаще других интерес публики вызывала комическая опера Мегюля «Иосиф», или, как ее называли по другому – «Иосиф в Египте». Необычайное равновесие между сольными номерами и драматическими ансамблями и хорами создавало уникальное восприятие музыки оперы. Произведение имело большой успех и в России, где оно многократно исполнялось на московских и петербургских сценах еще при жизни автора оперы.

Не все оперы, созданные Мегюлем после 1800 года, имели успех, однако неизменной славой пользовались увертюры к созданным операм. Особенно популярна была увертюра к опере «Охота молодого Генриха» с колоритно звучащими зовами охотничьих рогов.

В последние годы творчество композитора было связано с симфонической музыкой. Его две замечательные симфонии, написанные в 1808 и 1809 годах близки по структуре к симфониям Гайдна и Бетховена.

Кроме перечисленных выше произведений Мегюль написал еще несколько балетов.

Успехи на музыкальном поприще его современника — великого итальянского композитора Гаспаро Спонтини, — нередко оставляли Мегюля в тени. Обстоятельство это часто способствовало трудно преодолимому унынию, в которое впадал композитор и даже, по свидетельству врачей, уныние это становилось порой причиной усиления его грудной болезни. В последние годы жизни Мегюль искал исцеления под южным небом.

В 1817 году, вскоре после очередного приезда в Париж, композитор внезапно умер. Ему было всего 54 года.

Виктор Каширников

1 комментарий

  • Яков Азариевич Лаут (Харьков) (#)
    Май 22nd, 2012

    В моей семье был выдающийся певец — блестящий тенор Юзеф Григорьевич Лаут. В 30-х-40-х годах ХХ века он был ведущим солистом Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии, Заслуженным артисом РСФСР. Недавно мне повезло в Интернете найти запись в его с хором исполнении «Походной песни» Э. Мегюля, упоминаемой здесь. Для меня это безусловный шедевр, причём не только потому, что Ю.Лаут мой родственник, но и ввиду именно блестящего исполнения. В то время кого попало солистами не ставили, тем более в ведущий ансамбль Красной Армии, лица страны! И по радио кого попало тоже не передавали, а только ЛУЧШИХ ИЗ ЛУЧШИХ! Дядя Юзя и был ЛУЧШИМ ИЗ ЛУЧШИХ («невзирая на национальность…», что кое-кому придётся проглотить! Любопатно, что упомянутая запись выполнена не где-нибудь, а на фирме «Полидор» во Франции, где в то время гастролировал Ансамбль. И это в 1937 году! И никто не был там наказан, и никто никуда не «убежал»!..
    Любопатно также, что на некоторых сайтах вместо «Юзеф Лаут» было написано «Юрий Лаут»: невежественные коллекционеры даже представить себе не могли, что «Ю.» может означать что-либо, кроме «Юрий»… А на французской пластинке, между прочим, на этикетке написано имя правильно. Но прочесть — это же так тяжело!..

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.