rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Ганс Гвидо фон Бюлов


Гениальный пианист, дирижер и композитор барон Ганс Гвидо фон-Бюлов (Hans Guido Freiherr von Bülow) родился в Дрездене 8 января 1830 года в семье известного немецкого поэта Карла фон-Бюлова. Музыка влекла Ганса еще с детских лет, но, тем не менее, в 1847 году юноша поступил в Лейпцигский университет для изучения юридических наук. Через два года он продолжил свои занятия в берлинском университете. Однако, чувствуя свое призвание к музыке, Бюлов одновременно с занятиями в университете учился игре на фортепиано у отца Клары Шуман Фридриха Вика, занимался теорией музыки с К. Эбервейном и проходил контрапункт с немецким композитором, профессором М. Гауптманом. Здесь следует сказать, что с самых ранних шагов на музыкальном поприще Бюлов был приверженцем новой немецкой музыкальной школы.

Ганс Гвидо фон Бюлов

В 1850 году Ганс впервые услышал под управлением Ф.Листа оперу “Лоэнгрин” Р.Вагнера. Это событие неожиданно стало решающим при выборе Бюловым музыкальной карьеры. Он познакомился с Рихардом Вагнером еще в Дрездене и вот теперь решил поехать к нему в Цюрих за советом. Вагнер тепло и доброжелательно принял Ганса, одобрил его решение, и между ними установились дружеские отношения. В 1851 году Бюлов стал учеником Листа и два года занимался у прославленного маэстро. Он стал одним из немногих любимых учеников великого музыканта. На столике у Листа всегда стоял портрет Бюлова, даже когда учитель отправлялся в поездки.

После окончания учебы и благодаря протекции Р.Вагнера Бюлов начал свою дирижерскую карьеру в Мюнхене. Затем последовали несколько чрезвычайно успешных концертных турне, где он выступал в качестве дирижера и пианиста. В 1854 году Бюлов поселился в Берлине, заняв место профессора консерватории Штерна и продолжая концертную деятельность. В 1857 году он женился на дочери Листа Козиме. Родились двое детей и, казалось, все складывалось хорошо. Но в 1864 году начался непредвиденный роман Козимы с Вагнером, и семья Бюлова распалась. Он вынужден был переехать в Мюнхен, где стал придворным пианистом и дирижером. Глубоко огорченный происшедшим, отец Козимы, Лист, надолго поссорился с Вагнером, и лишь только через несколько лет состоялось их примирение. Тем более удивительно, что Бюлов, несмотря на случившееся, вовсе не изменил отношения к своему кумиру Вагнеру.

В 1866 году Бюлова назначают директором реорганизованной по указаниям Вагнера королевской музыкальной школы в Мюнхене и руководителем Королевского оперного театра. Здесь под его управлением прошли премьеры опер Вагнера «Тристан и Изольда» и «Нюрнбергские майстерзингеры». Но все-таки возникший семейный разлад оказывал сильнейшее влияние на жизнь музыканта, и в 1869 году он вынужден был оставить все занимаемые им должности в Мюнхене и переселиться в Италию, избрав местом своего пребывания Флоренцию. С 1872 года Бюлов предпринимает много гастролей по Европе и Америке. В 1875 году в Бостоне он впервые исполнил посвященный ему П.И. Чайковским Первый фортепианный концерт. Растет исполнительская слава музыканта во всем мире.

В 1877 году Бюлов был приглашен придворным капельмейстером в Ганновер. Здесь он в 1888 году поставил оперу М.И. Глинки «Иван Сусанин». Немного позднее Бюлов был назначен интендантом придворной музыки в Мейнингене.

Много раз Бюлов приезжал в Россию, где его всегда восторженно принимали. Здесь он несколько раз выступал как пианист и неоднократно дирижировал концертами Филармонического и Русского музыкального общества в Петербурге. А в 1885 году даже читал лекции по фортепианной литературе в петербургской консерватории.

Замечательный музыкант принадлежал к числу гениальнейших пианистов и дирижеров. Его великолепное художественное исполнение музыкальных произведений подчас вызывало удивление современников. Обладая феноменальной памятью, он играл и дирижировал самые сложные сочинения всегда наизусть. А как исполнитель классической фортепианной музыки занимал выдающееся место среди пианистов. Бюлов выступал в печати с критическими статьями в защиту Вагнера, сотрудничая в лейпцигской газете “Zeitschrift fur Musik”.

Ганс Гвидо фон Бюлов

Бюлов немного сочинил музыкальных произведений. Для фортепиано им были изданы: “Lazerta”, “II carnevale di Milano” и несколько других вещей. Композитор написал также несколько смешанных хоров и около двадцати романсов. Из оркестровых произведений он сочинил увертюру и музыку к «Юлию Цезарю» Шекспира, балладу “Des Sangers Fluch”, симфоническую картину “Nirvana” и “Charakterstucke” для оркестра. Под редакцией Бюлова были изданы многие классические произведения Баха, Генделя, Глюка, Скарлатти, Вебера, Бетховена, Шопена и аранжированы для фортепиано некоторые сочинения Берлиоза, Вагнера и Листа.

Нельзя не сказать здесь, что произведения вышеперечисленных классиков звучат и по сию пору в редакции Бюлова.

В начале 1894 года Бюлов заболел и по рекомендации врачей был послан в Каир для поправки своего здоровья. Здесь в Каире он неожиданно умер. Это случилось 12 февраля 1894 года. Композитору было 64 года.

Виктор Каширников


Ноты произведений фон Бюлова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *