Итальянский композитор и дирижер Гаспаро Луиджи Пачифико Спонтини (Gaspare Luigi Pacifico Spontini) родился в 1774 году в Майолати, Папской области в простой семье небогатого земледельца. Когда ребенку исполнилось восемь лет, по воле родителей он стал жить у своего дяди, священника, который начал готовить мальчика к духовному званию. Но уже с самого начала такой жизни, Гаспаро был просто потрясен звуками церковного органа. А уже вскоре понял, что настоящим призванием его может быть только музыка. Племянник не замедлил сообщить об этом своему дяде. Сочувствия с его стороны он не нашел, и вынужден был бежать в С. Вито к другому своему дяде, брату его матери.
Этот родственник охотно принял мальчика и помог ему начать активные и грамотные занятия музыкой. Позднее, под руководством учителя местной капеллы, Спонтини смог подготовиться к поступлению в неаполитанскую консерваторию “della Pieta” и в 1791 году успешно сдал вступительный экзамен. Учился юноша охотно и через пять лет с блеском окончил консерваторию. В годы учебы особенно проявился талант Гаспаро в области композиции. Потрясла всех его великолепная оригинальная фуга, которую он сочинил ко времени окончания учения. После исполнения этого произведения, музыканту предложили остаться профессором в консерватории, которую он только что окончил. Через некоторое время директор римского театра “Argentina” предложил Спонтини написать оперу “ I puntigli delle donne”. В короткий срок предложение было исполнено, и осенью 1796 года в Риме состоялась успешная премьера этой оперы. Затем композитор написал еще несколько опер, которые были поставлены в театрах Рима, Неаполя, Флоренции и Венеции. Во время пребывания во Флоренции, композитора покорила красота этого города и, переселившись сюда, Спонтини написал для местного театра в течение года три оперы: “Il Teseo riconosciuto”, “L’Isola disabitata” и “Chi piu’ guarda men-vede”.
После Флоренции, по приглашению неаполитанского двора, композитор побывал в Палермо, а затем отправился в Париж, где первое время его преследовали неудачи. Чтобы как – то «сводить концы с концами», в первое время ему пришлось даже давать уроки музыки. Но, вскоре, здесь в Париже Спонтини поставил несколько своих опер, не имевших практически, никакого успеха, а одна из них – “La petite maison”, была просто освистана, и ее не смогли даже доиграть до конца. Пожалуй, это была последняя парижская неудача композитора, и фортуна в дальнейшем оказалась к нему более благосклонной. В 1804 году Спонтини познакомился с поэтом Jony, который предложил ему либретто оперы «Весталка». Сюжет привлек композитора, и он принялся за это сочинение. Следует заметить, что к этому времени Спонтини пользовался покровительством императрицы Жозефины, благоволение которой ему удалось заслужить своей кантатой “Excelsa Gara”, написанной по случаю празднования Наполеоном I победы при Аустерлице.
В 1807 году в Париже на Большой сцене снискала себе триумфальный и шумный успех недавно законченная опера Спонтини «Весталка». Это сочинение, по единогласному решению жюри, в состав которого входили Госсек, Мегюль и Гретри, было удостоено премии, учрежденной Наполеоном I за лучшую оперу.
Следующей удачной оперой композитора стала “Ferdinabd Cortez”, задуманная, как пышная аллегория во славу Наполеона I, и поставленная в 1809 году. Теперь авторитет композитора значительно возрос, и его пригласили возглавить парижский Театр-итальен.
Но денежные недоразумения, связанные с неумелым управлением театром, грубость и высокомерие с коллегами, вот все это через два года привело к его увольнению с этого поста.
В 1814 году Людовик XVIII пожаловал Спонтини титул придворного композитора и назначил пенсию в 2000 франков в год. Это позволило композитору целиком отдаться творчеству, и в 1819 году на сцене появилась третья знаменитая опера Спонтини “Olimpia”. Незадолго перед этим событием, создатель оперы получил приглашение прусского короля Фридриха – Вильгельма III, и, приняв его, занял место придворного композитора и директора музыки в Берлине. Пришедшая за ним следом слава большого оперного композитора здесь не подтвердилась и написанные им теперь произведения, за исключением, пожалуй, оперы «Агнесс фон Гогенфтауфен», не могли по достоинству сравниться с его прежними операми, созданными для парижской сцены. А его непомерное тщеславие и самомнение еще более усугубляли сложившуюся неприязненную ситуацию вокруг него. Композитор нажил себе много врагов и восстановил против себя публику. Во время одного из представлений зрители при громадном угрожающем шуме потребовали удаления Спонтини с дирижерского пульта. Это бы настоящий беспрецедентный скандал. Казалось, что Спонтини поддерживает лишь один прусский король. Тогда же Спонтини вступил в конфликт с Вебером. Здесь нельзя не отметить еще и то, что тяжеловесные, довольно сложные для постановки оперы Спонтини не выдерживали конкуренции с более динамичными произведениями Россини и Мейерберга, его главного соперника. Все вышеперечисленные события заставили композитора в 1841 году покинуть место директора берлинской оперы. С сохранением своего титула и содержания он был отставлен от должности и, покинув Берлин в 1842 году, переселился в Париж. Однако, случившиеся события настолько потрясли Спонтини, что чувство пережитого унижения никогда уже не покидало его. Он начал сильно болеть, а в последние годы жизни стал глохнуть и терять память.
В надежде поправить свое здоровье композитор покинул Париж и отправился в Италию, в свой родной город Майолати. Но надежда на выздоровление не оправдалась. Здесь, на своей родине, он и умер в 1851 году.
Но остается очевидным, что как бы ни складывалась судьба Спонтини, он, тем не менее, всегда занимал выдающееся положение среди современных ему композиторов. В течение своей жизни он удостоился многих почетных наград и отличий. Так, университет в Галле присудил ему степень доктора. Он был избран членом берлинской и парижской академий. Композитор был награжден многими высокими орденами, среди которых прусский орден “Pour le merite”.
Его произведения всегда отличали возвышенность стиля и страстность, а действия в его героических операх, блестящих и торжественных, впервые в истории музыки сопровождались на сцене военным оркестром.