Search for:
 

Гектор Луи Берлиоз

… к первым самым сильным впечатлениям ребенка относится музыка католического богослужения. Именно она, эта музыка, пробудила неудержимое влечение его к музыкальному искусству.

«Я более ни во что не верю…

Хотелось бы Вас видеть.

Вы бы могли подействовать на меня оздоровляюще…

Вы и Кюи…Горячий привет Балакиреву»

Последнее письмо Берлиоза.

В.В. Стасову,

январь 1869 год.

Французский композитор Гектор Луи Берлиоз родился в Ла-Кот-Сент-Андре поблизости от Гренобля 11 декабря 1803 года. Его отец, врач высокой квалификации, был ревностным ценителем Кондильяка и Руссо, Горация и Вергилия, и слыл свободомыслящим и просвещенным человеком. Мать, напротив, была заурядной провинциалкой, чрезвычайно религиозной, и в семейном кругу легко переходила к истерикам и скандалам. Отец мальчика Луи Жозеф Берлиоз, воспитал сына вне церковности и догматизма. Он обучил его истории, географии, литературе, естественным наукам и музыке, впрочем, не уделяя ей много внимания.

Тем не менее, к первым самым сильным впечатлениям ребенка относится музыка католического богослужения. Именно она, эта музыка, пробудила неудержимое влечение его к музыкальному искусству. Самый же первый музыкальный опыт Гектора связан был с тем временем, когда он с успехом и наслаждением бил в барабан, маршируя во главе колонны маленьких школьников, своих сверстников.

В 12 лет Гектор стал учиться играть на флейте у Эмбера. Затем, позднее, уроки игры на гитаре ему дает Доран. В городке, где родился будущий композитор, не было ни одного рояля, а потому его и не учили игре на этом инструменте. Впоследствии, он так никогда и не овладел игрой на рояле и кроме нескольких аккомпанементов к песням, Берлиоз ничего не написал для фортепиано.

Весной 1821 года Гектор успешно сдал в Гренобле экзамен на звание бакалавра и уже в ноябре приехал в Париж, где ему предстояло изучать медицину, согласно семейной традиции и настоянию родителей. Будущий композитор поступает в парижскую Медицинскую школу. Жизнь в Париже представилась для провинциального юноши прекрасной и удивительной, но настоящим потрясением для Берлиоза в этот период стала Парижская опера, где давали тогда Глюка, Спонтини, Мегюля и других. Он рыдает над глюковскими партитурами «Орфея» и «Ифигении», взятыми из библиотеки консерватории, выучивает их наизусть. И вот тут, внезапно, созревает решение посвятить всю свою жизнь музыке. Только музыке. Это твердое решение сына вызвало ожесточенное сопротивление родителей, которые, не сумев уговорить сына, лишили его материальной поддержки. Чтобы выйти из критического положения, Берлиоз служит хористом в маленьком театрике Gymnase dramatiqui. Живет он в недорогой мансарде, иногда впроголодь, и, поступив в консерваторию, усиленно занимается изучением композиции. Но через некоторое время, недовольный сухостью преподавания профессора Рейха, Берлиоз уходит из консерватории. И теперь все свободное время он отдает сочинению своей музыки. Его первым крупным произведением тогда стала месса, исполненная в церкви св. Роха, и не имевшая, однако, особого успеха. Затем последовали увертюры “Waverley” и “Frans juges”, и фантастическая симфония “Episode de la vie d’un artiste”. Успех снова оказался небольшим, и Гектор понимает необходимость дальнейшего совершенствования. В 1826 году он вновь поступает в консерваторию и занимается теперь теорией композиции со знаменитым музыкантом Ж.Ф. Лесюэром. Еще в годы Империи, в 1804 году, с огромным успехом прошла опера этого композитора «Барды». А после премьеры Наполеон прислал ему золотую табакерку, в которую был вложен орден Почетного легиона. Творческие идеи учителя о возможности изобразительного воздействия музыки, о ее высоком моральном назначении и предметной конкретности музыкального языка оказали громадное влияние на молодого консерваторского ученика.

В сентябре 1827 году во Францию приезжает труппа английских актеров с целым рядом шекспировских спектаклей. В роли Офелии выступает высокая красивая ирландка Генриетта Смитсон. Встреча с ней с этих пор становится главным событием интимной жизни Берлиоза. Безответная любовь композитора не находит выхода и едва не приводит его к самоубийству. Отчасти его спасает мимолетный роман с молоденькой и легкомысленной пианисткой, Камиллой Мок.

И вот в этой непростой психологической ситуации Берлиоз пишет свое первое поистине гениальное произведение – «Фантастическую симфонию».

А в 1830 году с четвертой попытки Берлиоз выиграл, наконец, конкурс на Римскую премию, представив кантату «Смерть Сарданапала». Он уезжает в Италию, где ему предстоит усовершенствоваться в течение пяти лет. Здесь Берлиоз сочиняет увертюру к «Королю Лиру». Неожиданно, он получает письмо от Камиллы Мок, в котором она сообщает о том, что выходит замуж за богатого фабриканта. Ошеломленный известием композитор решает убить пианистку вместе с ее женихом. Он приобретает два пистолета, бутыль стрихнина и костюм горничной, чтобы, переодевшись, осуществить свой план. Уже в дороге он передумывает и в итоге сочиняет «Лелио, или Возвращение к жизни», поставив точку во всей этой истории.

Через пятнадцать месяцев проведенных в Италии, Берлиоз возвращается в Париж, где вновь встречается с Генриеттой Смитсон. Сценические успехи актрисы неважны, материальные дела не лучше. Эта встреча Берлиоза с красивой ирландкой заканчивается браком с ней, вопреки воле родителей.

Но вскоре Генриетта, сходя с фиакра, сломала ногу, и неожиданно наступил конец ее артистической карьере. Теперь она больна и почти всегда прикована к постели.

А Берлиоз вступает в чрезвычайно продуктивный пятнадцатилетний творческий период. Он создает три симфонии — «Гарольд в Италии», «Ромео и Джульетта» и «Траурно-триумфальную». Затем он сочиняет «Реквием», драматическую легенду «Осуждение Фауста» и множество других, не столь крупных произведений. В 1844 году выходит его знаменитый и до сих пор не устаревший «Трактат об инструментовке».

Начиная с 1843 года, Берлиоз беспрерывно гастролировал, исполняя в качестве дирижера свои произведения. Ему рукоплескали в Германии, Австрии, Чехии, Венгрии, Англии и России. Причем у нас он побывал дважды. Здесь в России он нашел понимание, в котором нередко отказывала ему его родина.

Последние годы жизни Берлиоза сложились мрачными и одинокими. Судьба к нему оказалась немилосердной. Умерли первая и вторая жена, сестра и горячо любимый единственный сын.

8 марта 1869 года Берлиоз скончался от нервного истощения, прожив 65 лет.

Ведущий рубрики — Виктор Каширников

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.