Французский композитор Клод Гудимель (Claude Goudimel) родился в Безансоне, наверное, в 1514 году, однако дата этого события достоверно не установлена. Зато точно известно, что учился он музыке в Париже и с детства был талантливым и увлеченным музыкой ребенком. Хороший голос способствовал его успехам в церковном хоре, где он впервые познакомился с начальными элементами музыкальной грамоты и очень серьезно воспринял религиозное учение. С возрастом он быстро совершенствовался в музыкальных навыках и рано начал сочинять небольшие произведения. Будучи человеком чрезвычайно набожным, он с самых первых шагов в своем музыкальном творчестве уделял большую часть времени именно сочинению музыки для церковных служб. Тем не менее, первую настоящую известность Гудимель получил в 1549 году, когда в Париже были изданы его 32 светских шансона. Эти восхитительные по своему стилю произведения, сразу получили большую признательность современников.
Всего же перу композитора принадлежат около 70 шансонов, которые и для сегодняшнего дня представляют немалый интерес.
В 1551 году судьба свела Гудимеля с известным в те времена издателем Дю Шерменом. Знакомство оказалось интересным и важным для обоих. Композитор поступил на работу к издателю, а уже через год стал его компаньоном. К этому времени относится период больших творческих свершений крупнейшего французского композитора, исповедующего протестантство. Он близко сошелся с одним из ведущих проповедников протестантства Жаном Кальвином и по его просьбе написал много музыки церковного содержания. В частности положил на контрапунктические хоры протестантские псалмы. В довольно короткий срок Гудимель написал знаменитый Гугенотский хорал, опубликовал несколько сборников псалмов, среди которых выделялись две полные многоголосные обработки Женевской Псалтири Кальвина. Большинство псалмов были написаны в свободном мотетном стиле, другая же их часть, отличная по форме, где ведущая мелодия отдавалась верхнему голосу, предназначалась специально для домашнего пения. Кроме этого Гудимель сочинил множество гуманистических од и одним из первых стал писать церковную музыку с использованием латинских текстов.
Особой популярностью у гугенотов пользовались его «Псалмы Давида» в четырехголосном аккордовом складе, а также музыкальный сборник к одам Горация, вышедший в 1555 году.
Сочинения Гудимеля привлекали и завораживали слушателей ясностью и чистотой стиля, напоминая отчасти музыку его современника Джованни Палестрины.
Теперь немного о времени, в которое создавал свои произведения знаменитый маэстро.
Как известно, с 1560 года королем Франции был десятилетний Карл IX Валуа. Фактически же страной управляла его мать Екатерина Медичи, умная и вероломная женщина, которая не останавливалась ни перед чем для достижения своих целей. А Франция окунулась тогда в нескончаемый поток религиозных войн, в которых католики и протестанты жестоко враждовали друг с другом. Эти постоянно вспыхивающие религиозные войны заканчивались победой то одной то другой стороны, заканчивались лишь для того, чтобы вскоре начаться вновь. Многие лучшие сыны Франции сложили головы в этих войнах. Немалую негативную роль играла в этой борьбе католическая Испания, постоянно подогревая накал этих смертоносных страстей.
Как уже было упомянуто, страной в это нелегкое время управляла Екатерина Медичи, а сын ее, король Франции, весело проводил свою жизнь, занимаясь охотой и другими развлечениями, не желая понимать того, что происходит в его стране, и полностью одобряя все действия своей матери. Позднее, в 1570 году, когда был, наконец, заключен Сен-Жерменский мир, временно прервавший Гугенотские войны, юный король стал более активно участвовать в управлении Францией.
Одно время Гудимель жил в Париже, потом в Мецце и на своей родине в Безансоне. В 1568 году он надолго поселился в Лионе. Здесь он много работал, сочиняя свою замечательную музыку и не обращая большого внимания на тлеющие угли религиозного противостояния вокруг. Но 27 августа 1572 года события Варфоломеевской ночи всколыхнули всю Францию. По сигналу верховной власти произошла неслыханная жестокая резня гугенотов по всей стране. В ту страшную ночь в Лионе погиб от рук фанатичных католиков и французский композитор Клод Гудимель. Было ему в ту пору 58 лет.
Прошли несколько столетий, но творчество великого музыканта не было забыто. Его двенадцатичастная “Salve Regina” была издана Р.Ж. ван Мальдегемом в сборнике «Музыкальные сокровища» в Брюсселе в 1867 году. Позднее А. Экспер в серии «Репертуар мастеров-музыкантов Возрождения», выходящей в Касселе, полностью воспроизвел издание произведений Гудимеля 1565 года.
В католических храмах и сегодня часто звучит музыка великого маэстро.
Виктор Каширников
Ссылка на ноты сочинений Клода Гудимеля