Иван Александрович Вышнеградский родился 16 (по старому стилю – 4) мая 1893 в Санкт-Петербурге, умер 29 сентября 1979 в Париже — русский и французский композитор, один из пионеров четвертитоновой музыки.
Отец Ивана Вышнеградского Александр Иванович был крупным банкиром и композитором-любителем, дед, Иван Алексеевич — министром финансов Российской империи при Александре III, предшественником Витте. Двоюродный брат возлюбленной адмирала Колчака Анны Тимирёвой. Любовь к литературе и прочим искусствам была привита будущему композитору матерью, а благодаря музыкальной деятельности отца сформировался его вкус в данной сфере. В доме Вышнеградских бывали композиторы А. Глазунов, А. Лядов, В. Сафонов.
Образование получил в 1-й Санкт-Петербургской гимназии. Сочинять музыку Вышнеградский начал в семнадцать лет; учился на философском факультете Санкт-Петербургского университета и изучал композицию в столичной Консерватории у Николая Соколова.
Первый опыт сочинения Вышнеградского относится к 1910 году. В мае 1912 г. он дебютирует как композитор благодаря сочинению «Adagio religioso et funebre» (не сохранилось), которое вызвало положительные отзывы наставников, в частности, Ц. Кюи. Его премьера состоялась в Павловске в апреле 1913 года.
Параллельно, Вышнеградский увлекается философией Ф. Ницше, музыкой Р. Вагнера и Л.В. Бетховена, теософией и ведической культурой. Своим главнейшим духовным наставником в музыке до конца жизни он считал А.Н. Скрябина, именно поэтому Вышнеградского неформально можно считать его преемником.
Первое зрелое сочинение, «День бытия» (La Journee de l’Existence), написанное Вышнеградским на собственный текст, относится к 1916 году. После завершения работы над ним композитор, наконец, решает прибегнуть к расширению звукоряда посредством его дробления на микроинтервалы – тем самым расширяя звуковое пространство и создавая его неограниченную плотность. 7 ноября 1918 года Вышнеградский написал «Четыре фрагмента» для фортепиано. В тот же день он создал и вторую версию этого сочинения, для двух фортепиано, настроенных с разницей в четверть тона. Это был его первый формальный эксперимент в области микрохроматики.
После 1918 года И. А. Вышнеградский сочинил лишь несколько композиций в полутонах. В 1919 году написал музыку к спектаклю «Макбет» только что созданного Большого драматического театра.
Молодой композитор окончательно поставил перед собой цель установить философские и теоретические основы «звукового континуума» и микроинтервалов, за которыми он закрепил термин «ультрахроматизм». Несмотря на опыты с настройкой двух фортепиано с разницей в четверть тона еще в 1918 году в Петрограде, Вышнеградский находился в поисках реализации идей создания одного инструмента, воспроизводящего ультрахроматические гаммы. В 1920 году с этой целью он покидает Петроград, чтобы встретиться с ведущими производителями фортепиано в Париже и Берлине. Опыты и встречи длились до 1929 года. Композитор утверждал, что покинул Россию не как беженец от коммунизма, но для того, чтобы сделать инструмент для своего творчества и полноценно работать с ним. В 1922—1923 часто бывал в Берлине, где подружился с Алоисом Хабой, независимо от него тоже пришедшим к идее четвертитоновой музыки.
В середине 1920-х гг. композитор полностью отдаётся творчеству и теоретическим исследованиям музыки. Помимо сочинений для четвертитонового фортепиано, он пишет струнные квартеты, сочинения для хора, песни, становится известным в современных музыкальных кругах. Однако его произведения не исполнялись, в силу неготовности пианистов освоить технику четвертитонового фортепиано. Тогда Вышнеградский осознаёт, что единственным способом для реализации задуманного является возвращение к приему настройки двух фортепиано. Именно это позволило в 1926 году провести первый концерт в Париже с участием его произведений, еще до окончания создания четвертитонового инструмента.
До 1937 года И. А. Вышнеградский не находил решения для исполнения своей музыки на концертах, до тех пор пока им не было разработано два фортепиано, настроенные в разном диапазоне. В 1937 и 1945 годах у него были удачные концерты в Париже. В 1937 году И. А. Вышнеградский познакомился с Оливье Мессианом, позднее — с Анри Дютийё, Пьером Булезом. Пьер Булез не раз исполнял на концертах сочинения Вышнеградского.
10 ноября 1945 года композитором был организован новый концерт четвертитоновой музыки в Концертном зале Плейель в Париже, при поддержке Оливье Мессиана. Там же принимали участие четверо его учеников и коллег-композиторов. Концерт привлёк большое внимание.
После 1950 года он пишет сочинения для оркестра, волн Мартено и заинтересован в ранних стадиях электроакустической музыки, позднее получившей название конкретной. В 1958 году в Париже Вышнеградский встретился с Хулианом Каррильо, очень заинтересовавшись системой его 15 фортепиано, по-разному настроенных. Впоследствии он написал несколько сочинений для этих инструментов.
Однако музыкальная эстетика серийной техники Шёнберга окончательно вытеснила идеи Скрябина. Произведения Вышнеградского исполнялись очень ограниченно, в результате чего он жил и творил вдали от мира.
После смерти жены в 1970 году Вышнеградский страдал, осознавая своё одиночество. В эти годы его навещали его коллеги-композиторы: Оливье Мессиан, Анри Дютийё, Клод Баллиф.
Первый «официальный» концерт музыки композитора был организован его ученицей, пианисткой Мартин Жост (ныне — президент Ассоциации Ивана Вышнеградского) в Париже в 1977 году. В 1978 году состоялась грандиозная премьера «Дня Бытия».
Последнее сочинение, заказанное Радио Франции, — Трио для струнных op. 53 (1979), — осталось незавершённым и было закончено Клодом Баллифом.
Иван Вышнеградский скончался 29 сентября 1979 года в Париже, похоронен вместе с супругой на кладбище Баньё.
Произведения Ивана Вышнеградского