Николай Николаевич Черепнин родился 15 мая (по старому стилю – 3 мая) 1873 в Санкт-Петербурге, умер 26 июня 1945 года в Исси-ле-Мулино под Парижем. Родился он в семье известного петербургского медика Николая Петровича Черепнина (1841 — 1906), личного врача Ф. М. Достоевского. Черепнин в 1883 г. поступил в 6-ю Петербургскую гимназию, директором которой в 1890 стал филолог и духовный композитор Д. Н. Соловьев. Закончив гимназию в 1891, Черепнин поступил на юридический факультет Петербургского университета, который закончил в 1895. Еще в 1893, не оставляя занятий в университете, он поступил в Петербургскую консерваторию, в класс фортепиано Карла Фан-Арка, а впоследствии был принят в класс композиции, сперва у Н. Ф. Соловьева (который тоже писал духовную музыку), а последствии у Н. А. Римского-Корсакова. Консерваторию Черепнин закончил в 1898 году, со званием свободного художника, после чего был приглашен на должность хормейстера, а затем дирижера в Мариинский театр.
Параллельно с этим Черепнин шесть лет работал дирижером оркестра в Императорской придворной капелле. Продолжая успешную карьеру симфонического дирижера, он вернулся в Санкт-Петербургскую консерваторию в качестве профессора композиции и дирижирования; среди его учеников можно назвать Сергея Прокофьева, Александра Гаука, Юрия Шапорина и Лазаря Саминского. Кроме духовной музыки он сочинял и дирижировал балетами в России и Европе, активно сотрудничал с Сергеем Дягилевым и его Русским балетом.
В 1918 году Черепнин занял должность директора Национальной консерватории в Тифлисе, но в 1921 году выехал в Париж, где прожил до самой смерти в 1945 году. В Париже он был одним из основателей Русской консерватории, которую несколько лет возглавлял в должности директора, a также возглавлял Попечительский совет издательства «М. П. Беляева в Лейпциге». В 1932 г. был приглашен Сергеем Кусевицким дирижировать Бостонским симфоническим оркестром.
Черепнин был одним из самых значительных, передовых по своим устремлениям композиторов, соединивших русское и западноевропейское мышление, создавший некий синтез разных стилевых тенденций. Черепнин – «наиболее ярко выраженный «герой нашего времени» в музыке», – писал М.Глинский в «Русской музыкальной газете» (Глинский М., 1916, с.303).
Будучи учеником Н.А.Римского-Корсакова, другом А. Глазунова, А. Лядова, А. Бенуа, М. Фокина, Л. Бакста, Н. Черепнин оставался верным последователем традиций Новой русской музыкальной школы и, вместе с тем, чутко воспринял и воплотил в своем творчестве смелые новации эпохи.
Он относился к числу «самых знаменитых деятелей музыки, живописи, хореографии» (Дягилев С.,1982, т.2, с.481), был одной из ведущих фигур русского музыкального модерна, сумев выразить его декоративно-колористическую, условно-театральную суть. Тесные творческие и личные контакты с деятелями «Мира искусства», «Русских сезонов» С. Дягилева с поэтами-символистами оказали плодотворное воздействие на творчество и стиль Н. Черепнина.
В его музыке, по замечанию А.В.Оссовского, «имелись мозаичные соотношения различных элементов (в частности, романтических – идущих от П. Чайковского и И. Брамса, русских сказочных – от «кучкистов», и колористических – использующих опыт современных французов), которые и своим составом, и своей, так сказать, дозировкой отвечали личным вкусам самого композитора». (Оссовский А., 1971, с. 10.) Добавим, что композитор не использовал слепо «не свои приемы» и «перепевы чужого», а демонстрировал свой опыт восприятия окружающего музыкально-художественного мира. Такое преломление воспринятого через свое творческое «Я» предопределяло тесное слияние традиционного и новаторского, их соединение, вообще типичное для художественной культуры «серебряного» века.
В известном словаре Гроува Николай Николаевич Черепнин характеризуется как русско-французский композитор, сочетающий в своём стиле традиционализм русской школы и импрессионизм современных французов (К.Дебюсси, М.Равель, Ф.Шмитт). Импрессионистические черты раннего Черепнина сформировались, на наш взгляд, исключительно в недрах русской традиции, идущей от М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова и А.Лядова, а также в тесном общении с художниками «Мира искусства». И лишь позже они обогащаются и развиваются, когда композитор бывает в Париже как непосредственный участник «Русских сезонов» С.Дягилева (сначала как руководитель и наблюдатель за постановочной частью «Снегурочки» Римского-Корсакова, а затем как композитор и дирижер).
Леонид Сабанеев в 1927 году в книге «Modem Russian composers» выделил Черепнина как «наиболее выдающуюся личность Ленинградской группы композиторов», которая была наиболее передовой и осведомленной о последних музыкальных новостях Европы в сравнении с московской школой (Sabaneyeff L., 1927, с. 223-224).
Как «искуснику оркестра», «великолепному мастеру оркестрового колорита», Черепнину была присуща «удивительная техника, изобретательность и способность выделить и подчеркнуть яркие и живописные моменты» своих сочинений. В целом же стиль Н.Н.Черепнина он определяет как «прекрасный и изысканный, но не всеобъемлющий» (Sabaneyeff L., 1927, с. 224).
Характеризуя «нежно-благоуханную» поэму любви, балет «Нарцисс и Эхо», «Фейные сказки» и романсы композитора, Б.В.Асафьев точно подметил: «Здесь везде открывается словно святая святых души композитора, нет и следа стилизации и подделки. Перед нами красиво мыслящий, уравновешенный, чуждый аффектации лирик, чей ясный взор проникает в окружающий мир, чтобы открыть в нем усладу гармонии и равновесия» (Глебов И., 1915, с. 88). И далее: «как только Черепнин вздумает разрешать противоречия, пофилософствовать, порелигиозничать, так является на смену внешний color и создаются фальшивые драматические фантазии и сцены или guasi-мистические озарения» (Глебов И., 1915, с. 89). Думается, что последняя характеристика, данная Б.Асафьевым – излишне жесткая и не вполне справедливая. Подчеркивая искренний и непосредственный дар Черепнина как лирика, исследователь отказывает ему в силе философской глубины и драматизма, духовной чистоты.
Его талант и деятельность исключительно многогранны: композитор, дирижёр, педагог, пианист, аранжировщик, мемуарист. И в каждой сфере он проявил себя в высшей степени оригинально, мастерски.
Прекрасно знакомый с образцами европейской музыкальной культуры разных эпох, получивший университетское и консерваторское образование, испытавший различные музыкальные увлечения, Черепнин в 10-е годы XX века, являлся, по мнению М. Глинского, «единственным в русской музыке парадоксальным примером органического слияния различных музыкальных элементов» (Глинский М., 1916, с.302).
Авторский стиль композитора поднимает еще одну важную проблему – проблему тематических заимствований. В 1915 году Б.Асафьев замечал, что Черепнин «далеко несамостоятелен, он только остроумно приноравливает и приспосабливает для себя тот материал, что в изобилии имеется у Римского-Корсакова и французов, но делает это с большим тактом и вкусом, сохраняя каким-то чудом собственную физиономию» (Глебов И., 1915, с.87).
Это очень показательное замечание, так как проблема тематических заимствований связана с интертекстуальной концепцией нового искусства XX века. Музыкальная композиция становится неким интертекстом, вбирающим в себя множество явлений музыкальной практики, художественной действительности. Это позволяет взглянуть на стилевую систему Черепнина с позиций рассмотрения авторского стиля как «сложно организованного кода» (Дьячкова JI., 1994), превращающего массу заимствованных компонентов в оригинальное высказывание.
Современникам Николай Николаевич запомнился как «на редкость воспитанный, мягкий в отношениях с сослуживцами и студентами, гуманный, благородный человек и руководитель, весьма требовательный, строгий педагог и наставник» («Азбука в картинках», 1990, с. 11). «Твёрдая воля, тонкий и взыскательный интеллект, острый, а при случае и язвительный ум сочетались в нём с большой душевной добротой, деликатностью, доброжелательностью» (Авраамов А., 1916, с.5).
Произведения композитора Николая Черепнина
Исполнения произведений композитора Николая Черепнина
https://youtu.be/RBB-wjWbjmw