«Сочиняя, я всегда думаю о слушателе… В самом акте творчества заложено чувство ответственности перед теми, кто будет слушать твою музыку…»
Bernstein L. “The Infinite Variety of Music”
25 августа 1918 года в американском городке Лоренс, расположенном рядом с Бостоном, в еврейской семье выходцев из России, родился сын. Его назвали Леонардом. Пройдет много лет и этот ребенок станет одним из выдающихся музыкальных деятелей Соединенных Штатов Америки.
А все началось с того, что примерно в то время, когда мальчику было около десяти лет, в их доме появилось пианино, подаренное ему родной теткой. Инструмент вызвал большой интерес ребенка, который удивительно быстро научился играть на нем и с увлечением отдавался импровизациям джазовой музыки. Вскоре выяснилось, что для достижения сколько-нибудь серьезных успехов, необходимы уроки и одиннадцатилетний мальчик стал заниматься с преподавателем. Однако отец, впрочем, как и многие вокруг, считал, что музыка не может быть занятием, приносящим реальный доход, и не стал оплачивать уроки сына. Тогда мальчик сам стал зарабатывать деньги на оплату уроков, и занятия музыкой были продолжены. В тринадцать лет Леонард уже успешно выступал в любительском эстрадном ансамбле.
В 1935 году Леонард Бернстайн становится студентом Гарвардского университета. Композицию он изучает у Уолтера Пистона и Эдуарда Бёрлингема Хилла, а профессиональной игре на фортепиано его учит Генри Гебхард. Через четыре года университет был окончен. Открылась дверь в огромный и необъятный мир музыки. У молодого музыканта возникло желание еще больше узнать об этом мире, и он поступает в музыкальный Институт Кёртиса в Филадельфии в класс известной пианистки Изабеллы Венгеровой, одной из лучших учениц Анны Есиповой, и в класс дирижирования профессора Фрица Рейнера.
К этому времени известный русский музыкант, американский дирижер и композитор, покинувший Россию в 1920 году, Сергей Кусевицкий, стал проводить летние семинары для молодых дирижеров в Беркширском музыкальном центре в Тэнглвуде, в предместье Бостона. Композитор считал своим долгом оказывать поддержку талантливым американским музыкантам. С особым вниманием он отнесся к Леонарду Бернстайну, участвующему в его семинарах. Уже через два года Кусевицкий назначил его своим ассистентом.
Несомненные успехи в практических навыках дирижирования и яркие художественные впечатления от общения с Сергеем Кусевицким стали для Бернстайна важнейшим этапом в формировании его мастерства и способствовали развитию его таланта.
В 1943 году главный дирижер оркестра Нью-Йоркской филармонии Артур Родзинский пригласил молодого дирижера на постоянную работу в качестве ассистента. Через несколько недель после этого, произошло событие, которым была просто восхищена и потрясена вся музыкальная Америка. Леонид Бернстайн совсем без подготовки заменил внезапно заболевшего Бруно Вальтера, который должен был выступать во главе оркестра Нью-Йоркской филармонии. С восхитительным блеском провел большую и трудную программу двадцатипятилетний дирижер, завоевав при этом симпатии оркестра и аудитории.
Утренние газеты подробно сообщили об этом необычном выступлении оркестра, заключая информацию одной и той же фразой – «Бернстайн проснулся знаменитым».
И действительно, это событие стало началом замечательной дирижерской карьеры Бернстайна. С этих же пор он стал быстро продвигаться по всем ступеням музыкальной карьеры.
В качестве гастролирующего дирижера Бернстайн выступал с лучшими оркестрами США и Европы. Его эффективная, темпераментная и яркая манера исполнительского искусства всегда покоряла слушателей. А обширный симфонический и оперный репертуар состоял, прежде всего, из музыки венских классиков, а также произведений Берлиоза, Малера, Верди, Айвза, Копленда, Стравинского и Шостаковича.
Концертная деятельность Бернстайна принесла ему мировую славу. В 1958 году он был назначен художественным руководителем и главным дирижером знаменитого оркестра Нью-Йоркской филармонии. Одиннадцать лет руководил оркестром замечательный музыкант. Он был первым американцем, занявшим этот высокий пост. Продолжая концертную деятельность Бернстайн, уже с этим оркестром, побывал во многих странах мира.
Довольно часто Бернстайн выступал и как пианист, блестяще исполняя концерты и концертные пьесы Моцарта, Бетховена и Гершвина.
Огромное трудолюбие и разносторонняя одаренность позволяли Бернстайну заниматься и композиторским творчеством. Среди первых крупных произведений композитора была симфония «Иеремия», исполненная в Питтсбурге в 1944 году под управлением автора, написанная на библейский сюжет. Сочинение было с интересом встречено в музыкальных кругах США и удостоено премии Клуба Нью-Йоркских музыкальных критиков.
Следующим значительным произведением Бернстайна стала симфония – «Век тревог», написанная в 1948 году. Композитор посвятил ее своему учителю Сергею Кусевицкому.
В дальнейшем, постоянное стремление Бернстайна в своем творчестве преодолеть границу между «легкой» и «серьезной» музыкой, привело композитора к созданию нескольких произведений для музыкального театра.
В 1944 году на Бродвее был поставлен балет «Свободные от мечтаний», созданный Бернстайном вместе с либреттистом Адольфом Грином и балетмейстером Джеромом Робинсом. Свыше двухсот представлений выдержала тогда постановка о веселых похождениях трех американских моряков. Это был несомненная удача создателей балета.
Однако лучшим из сочинений для театра и популярным до сих пор, стала «Вестсайдская история» – типичный бродвейский мюзикл, премьера которого состоялась 26 сентября 1957 года и имела большой и ни с чем несравнимый шумный успех.
Нельзя не сказать здесь и еще об одной области деятельности Бернстайна – популяризация классической музыки. Он много выступал с комментариями на эту тему по телевидению и написал несколько книг для молодежи.
Американский композитор Леонард Берстайн прожил 72 года и умер в Нью-Йорке в 1990 году. Имя одного из самых талантливых и популярных американских музыкантов, лектора- просветителя и писателя очень почитаемо в США, как, впрочем, и во всем мире.