Немецкий композитор и видный теоретик современного ему музыкального искусства Михаэль Преториус (Michael Praetorius) родился в июле 1571 года в Крейцбурге, что поблизости от города Эйзенах, в семье потомственных музыкантов, выходцев из Гамбурга. Именно поэтому, что вполне понятно, интерес к музыке возник у ребенка уже с раннего детства. Известно, что его отец – протестантский священник, был сподвижником великого церковного реформатора Мартина Лютера. В большой и дружной семье очень важным считалось хорошее образование, и, после окончания начальной школы, одиннадцатилетний мальчик поступает учиться в университет Франкфурта-на-Одере, где с увлечением изучает теологию и философию.
Одновременно много времени Михаэль уделяет занятиям музыкой и, обладая несомненным талантом в этой области, он довольно скоро и хорошо овладел игрой на органе и даже сопровождал своей игрой службы в местном кафедральном соборе. Кроме того, он сумел научиться прекрасно играть на многих современных ему струнных инструментах. Тогда же Михаэль впервые попробовал самостоятельно сочинять музыку.
С 1587 года, после окончания учебы, Преториус в течение трех лет служил органистом франкфуртской церкви Мариенкирхе, а затем переехал в Вольфенбюттель. Здесь он занимался сочинением своих произведений, давал уроки музыки и играл на органе в местных костелах.
В 1595 году Михаэль занял, наконец, престижную должность придворного органиста и через девять лет службы, стал придворным капельмейстером. Необходимо заметить, что отношения между правителями герцогств в Германии складывались тогда порой самым причудливым образом и в силу каких то неизвестных теперь обстоятельств, по воле герцога Вольфенбюттельского, Михаэль Преториус вынужден был некоторое время служить при саксонском дворе, главным образом в Дрездене. Здесь, неожиданно, судьба свела его с замечательным современником Генрихом Шютцем, великим немецким композитором, любимым учеником знаменитого венецианца Джованни Габриели. Шютц был, собственно, первой фигурой европейского масштаба в истории немецкой музыки. Он познакомил тогда Преториуса с новинками итальянской музыки, и именно с этих пор в творчестве Михаэля, да и других немецких композиторов появилась музыка, имеющая резко выраженные итальянские традиции речитативного стиля. После трехлетней службы в Дрездене, композитор вновь вернулся в Вольфенбюттель.
По поручению герцога Вольфенбюттельского, Преториус постоянно ездил тогда, то ко двору кайзера в Прагу, то в Магдебург и Галле. В этих поездках он встречался и сотрудничал с видными музыкантами своего времени Х.Л. Хаслером, С. Шейдтом и уже упомянутом выше Г. Шютцем. Это время следует считать периодом высшего расцвета композиторского таланта Михаэля Преториуса. Он пишет большинство своих произведений именно теперь. Сочинения композитора церковной и светской музыки на немецкие и латинские тексты в основе своей пронизаны традициями, существующими тогда в лютеранских церковных общинах и латинских школах, традициями тесно связанными с полифонической школой Орландо Лассо. С другой стороны, Михаэль Преториус ввел в немецкую церковную музыку хоровое исполнение и в своих многочисленных вокально-инструментальных сочинениях церковной музыки, следовал канонам венецианской школы.
Кроме того, композитор одним из первых в немецкой музыке применил в своих партитурах генерал-бас. Это было связано с развитием гомофонии, предполагающей обособление баса в качестве гармонической основы мелодии.
Один из самых разносторонних немецких композиторов второй половины XVI века Михаэль Преториус оставил потомкам небывало внушительное количество своих сочинений.
Только собрание песнопений разнообразных форм на немецкие тексты и пьес для органа «Сионские Музы» (“Musae Sioniae”) в девяти томах, включает в себя 1244 сочинения. А сборник “Musarum Sioniarum Motectae et Psalmi Latini I” состоит из 36 многоголосых мотетов, мессы и магнификата. Другой сборник «Терпсихора», изданный в 1612 году, содержит инструментальную обработку 312 мелодий французских танцев.
Грандиозное впечатление производят органные сочинения Михаэля Преториуса. Среди них особенно выделяются фантазии на темы псалмов Мартина Лютера. Одна из них –
“Ein feste Burg ist unser Gott”- чаще других до сих пор звучит в лютеранских костелах.
Неоценимое значение имеют и научные труды композитора. Его энциклопедический трехтомный трактат “Syntagma musicum”, опубликованный вскоре после 1614 года, представляет теперь большую историческую ценность. В трактате содержались уникальные подробные сведения об инструментах и искусстве игры на них. Здесь же были представлены рисунки старинных инструментов: блокфлейт, крумгорнов, цинков, шалмеев, виол и многих других инструментов.
Немецкий композитор Михаэль Преториус умер ненастной зимой 1621 года в Вольфенбюттеле. Ему было 50 лет.
Несколько сотен лет отделяют нас от того времени, когда жил и сочинял музыку этот немецкий композитор. Но интерес к его загадочной личности не угасает со временем. А в 1928 году началось издание полного собрания его сочинений. События в мире не способствовали быстрому завершению начинания. Только через 32 года, в 1960 году вышел последний том этого уникального собрания. А томов всего 21.
До сих пор звучит музыка Михаэля Преториуса. Звучит и так, как была написана, и в переложении для других инструментов. Звучит, и века не властны над ней…
Виктор Каширников
Ноты произведений Михаэля Преториуса