rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Михаил Ипполитов-Иванов


Русский композитор и дирижер Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов родился в ноябре 1859 года в Гатчине в семье придворного механика. Мальчик получил хорошее по тем временам домашнее образование, в том числе и начальное музыкальное. Увлечение музыкой и явные музыкальные способности привели его в Петербургскую консерваторию, где композиции и инструментовке учил его Н.А. Римский-Корсаков. Гармонию и полифонию он освоил под руководством Ю.И. Иогансена. Игре на контрабасе будущий композитор учился у И.О.Ферреро, а уроки дирижирования получил от директора Петербургской консерватории К.Ю. Давыдова.

Михаил Ипполитов-Иванов

В студенческие годы Ипполитов-Иванов некоторое время посещал собрания известного объединения «Могучая кучка» и много почерпнул от общения с ее участниками. Он полностью разделял идейно-эстетические позиции Балакиревского кружка.

В 1882 году консерватория была окончена. В том же году молодой музыкант уехал в Тифлис, где занял место директора Музыкального училища и дирижера симфонических собраний тифлисского отделения Императорского Русского Музыкального Общества, а с 1884 года и место дирижера тбилисского казенного оперного театра. Здесь в Тифлисе недавний выпускник консерватории развил бурную энергичную деятельность и сыграл тогда большую роль в развитии грузинской музыкальной культуры. Он дирижировал симфоническими концертами и оперными спектаклями, вел запись, обработку и исследование грузинской народной музыки. В 1887 году на сцене тифлисского оперного театра состоялась премьера первой оперы Ипполитова – Иванова – «Руфь». Написанная на библейский сюжет по произведению А.К.Толстого, опера имела большой успех. Композитор великолепно обработал восточные и древнееврейские мелодии. Особенно удались ему песнь Ноеми, с хором в третьем акте, хвалебная песнь «Славьте творца» и каватина Рувима во втором акте «Как лилия рая». Вся музыка оперы была выдержана в характере библейской идиллии. Она проста, благородна и задушевна.

Через три года на той же сцене состоялось представление второй оперы Ипполитова – Иванова «Азра» на сюжет мавританского сказания. Современники отмечали необычную и оригинальную по форме музыку и превосходно соблюденный в опере колорит Востока.

Позднее, по неизвестной причине, композитор уничтожил эту свою вторую оперу.

Покидая в 1893 году Тифлис, композитор оставил по себе добрую благодарную память и своих выдающихся учеников – З.П.Палиашвили и Д.А.Аракишвили.

В Москве, куда переехал Ипполитов – Иванов, он занял место профессора гармонии, инструментовки и свободного сочинения в московской консерватории. Кроме преподавания в консерватории, композитор успешно дирижировал в концертах Русского хорового общества и служил капельмейстером частной оперы Мамонтова, в блестящую пору ее существования.

В1900 году была поставлена новая опера Ипполитова – Иванова «Ася» по мотивам известного произведения И.С. Тургенева. Премьера состоялась на сцене Частной оперы в Москве. Написанная почти сплошь в миноре, музыка этого произведения отчасти напоминала изящно-меланхолическую манеру, с которой была написана опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Сам композитор называл свое творение «лирическими сценами».

Помимо музыки для театра, композитор создал немало и оркестровой музыки. Это увертюра на русские темы «Яр-Хмель», симфоническое скерцо, колоритная жанровая сюита «Кавказские эскизы», необычайно популярная у современников, еще одна сюита «Иверия», и симфониетта. Из камерных произведений надо отметить фортепианный и струнный квартеты и множество хоров. Композитор создал и несколько интересных кантат. Среди них – «Коронационная», в память Пушкина, Гоголя и Жуковского и «Пять характерных картинок».

Нельзя обойти вниманием и произведения церковной музыки, где доминируют псалмы 132 и 133 для смешанного хора.

Из небольших произведений, Ипполитовым-Ивановым написано множество романсов и дуэтов.

Октябрьский переворот 1917 года застал композитора на должности директора Московской консерватории. После реорганизации учебного заведения в 1919 году Ипполитов-Иванов стал ректором консерватории и преподавал гармонию, инструментовку и композицию. Но, несмотря на присвоение ему советской властью в 1922 году звания Народного артиста Республики, и избрание тогда же председателем Всероссийского общества писателей и композиторов, ему со многим было очень трудно смириться в наступившие новые времена, и в 1924 году он уезжает в Тифлис, где становится ректором Грузинской консерватории и профессором по классу композиции. Впрочем, и здесь Ипполитов-Иванов пробыл недолго и через год возвратился в Москву.

Михаил Ипполитов-Иванов

Последняя пора жизни русского композитора проходит в полном отсутствии какой либо гармонии между внутренним миром музыканта и событиями окружающей его реальной жизни. Он периодически в своем творчестве возвращается к темам восточной музыки, которые были близки ему с давних пор, и пишет «Тюркские фрагменты» в1925 году, «В степях Туркменистана» в 1931 году и создает «Музыкальные картинки Узбекистана» в 1934 году.

Вместе с тем, к пятидесятилетию знаменитого коммунистического маршала Ворошилова в 1931 году он создает великолепный «Юбилейный марш», и посвящает его этому герою гражданской войны.

Русский композитор Ипполитов – Иванов умер зимой 1935 года. Ему было 76 лет.

Большая часть его творческого наследия была создана до Октябрьского переворота.

В.Каширников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *