«Я могу со всей уверенностью сказать,
что среди всех ныне живущих композиторов,
я, наверное, наиболее глубоко связан
с выдающимися мэтрами нашего,
такого великого прошлого»
Из письма Макса Регера, январь 1915 год
«Я считаю его Гением»
Из письма Шенберга к Цемлинскому 1920 год
***
Немецкий композитор, органист, пианист и дирижер Макс Регер родился 19 марта 1873 года в Бранде. Семья, в которой родился мальчик, была очень музыкальна, и первые свои уроки он получил от родителей. Отец научил сына игре на скрипке, органе и виолончели, а мать дала первые уроки фортепианной игры. Первые профессиональные уроки игры на органе мальчик получил у А. Линднера в Вейдене, причем успехи были настолько значительны, что в 13 лет ученик мог заменять за органом учителя.
С 1890 по 1895 годы Макс учился у Х.Римана, сначала в Зондерсхаузене, а затем в Висбадене, где он написал свои первые сочинения, впоследствии изданные. Здесь в Висбадене, Регер стал преподавать теорию музыки, игру на фортепиано и органе в местной консерватории.
В 1898 году композитор вернулся к родителям в Вейден, и, удалившись от суетной жизни, стал много работать. Были написаны множество песен, несколько камерных сочинений, и его грандиозные “Fantaisies de choral”, впервые с потрясающим успехом исполненные К.Штраубе.
С 1901 года Регер поселяется в Мюнхене. Теперь он вместе со своим другом, скрипачом Г. Марто много и успешно концертирует. Вот с этого времени началась активная концертная деятельность композитора, которая продолжалась всю его жизнь.
В 1905 году Ф. Мотель пригласил Регера преподавать композицию и игру на органе в Королевскую академию музыки в Мюнхене. Но уже в 1907 году композитор переезжает в Лейпциг, где его назначают профессором композиции в Лейпцигскую консерваторию и одновременно музик-директором Лейпцигского университета. Регер был прекрасным преподавателем и добрым отзывчивым человеком, не лишенным чувства юмора. За все это его очень любили студенты. Среди многочисленных учеников Регера были немецкие композиторы Ж..Хаас, Г.Унгер, Г. Грабнер, Ф.Любрич. Чешские композиторы Яромир Вейнбергер и Ярослав Квапил, швейцарец Отто Шеек. Братья Фриц и Адольф Буш тоже его ученики.
Работа в консерватории и университете сочеталась у Регера с постоянной концертной деятельностью. Он побывал с концертами во многих странах. В 1906 году композитор успешно выступал и в Петербурге как дирижер и исполнитель.
Монументальные произведения Регера корнями своими уходят как в классические традиции, так и в романтические. Но обращены эти произведения были, прежде всего, к современникам и в будущее.
На формирование его стиля, по мнению многих исследователей его творчества, оказала музыка Бетховена и Брамса. Отчасти, в деталях, его явно вдохновляли Шопен, Мендельсон, Лист и Шуман. А в своих органных сочинениях Регер, несомненно, наиболее яркий наследник Баха. Он обладал блестящей контрапунктической техникой, которая, начиная с самых ранних органных произведений композитора, в сочетании с его уникальной манерой импровизации при их исполнении, всегда вызывала восторг слушателей.
В 1908 году Йенский университет присвоил ему звание почетного доктора философии. В знак благодарности композитор, высоко оценивший внимание к нему, сочинил тогда “Psaume 100” для хора и оркестра.
Нельзя не сказать теперь и о том, что замечательный немецкий композитор Макс Регер долгое время страдал от хорошо известной у нас в России болезни.
11 мая 1916 года во время концертного турне в Лейпциге его сразил сердечный приступ, от которого он скончался. Не выдержало подточенное хроническим алкоголизмом сердце. Было ему в то время всего 43 года.
При жизни Регера его музыка не получила заметного признания на родине. Вместе с тем его произведения с успехом исполнялись в Швейцарии, Нидерландах и России. Только лишь с пятидесятых годов двадцатого века музыка Регера получила широкую известность и стала исполняться во многих странах и, конечно, в Германии.
Виктор Каширников