Феликс Михайлович Блуменфельд, композитор, дирижер, пианист и педагог, родился в селе Ковалевка Херсонской губернии 7 апреля 1863 года. До двенадцати лет занимался музыкой у своего родственника Г.В. Нейгауза в Елизаветграде. В этом городе летом 1879 года состоялась первая встреча Феликса с Мусоргским, гастролирующим здесь с певицей Дарьей Леоновой.
В 1881 году Феликс поступил в Петербургскую консерваторию. Он начал заниматься по классу фортепиано у Ф.Ф. Штейна, а композиции обучался у Н. А. Римского-Корсакого.
Вскоре Блуменфельд познакомился с членами «Могучей кучки» и стал принимать активное участие в собраниях этого музыкального объединения. Юноша быстро завоевал симпатии и уважение коллег музыкантов не только своим музыкальным талантом, но и прекрасным чувством юмора, жизнерадостностью и неуёмным темпераментом. Феликс часто выступал на знаменитых «пятницах» М.И. Беляева, как пианист- виртуоз, удивительный интерпретатор своих и чужих сочинений, и как бессменный аккомпаниатор. Его способность безукоризненно читать ноты по рукописи, позволяла ему исполнять только что созданные фортепианные пьесы Чайковского, Балакирева, Лядова и Глазунова, переложения для фортепиано симфонических пьес Римского-Корсакого, Бородина и Мусоргского. Под аккомпанемент Блуменфельда впервые полностью прозвучала опера Мусоргского «Женитьба». Римский-Корсаков, завершив и отредактировав после смерти Мусоргского его «Хованщину», в 1883 году впервые показал ее на заседании театрального комитета Петербургских императорских театров под фортепианный аккомпанемент Блуменфельда, спев все вокальные партии оперы.
В 1884 году Феликс Блуменфельд женился на дочери В.И.Анастасьева, красавице Марии, а через год закончил учебу в консерватории. А. Рубинштейн, присутствующий на выпускном экзамене, этот «великий певец фортепиано», по окончании программы выступления, громко, на весь зал воскликнул: «Пять!». Художественный совет консерватории присудил выпускнику золотую медаль. В экзаменационных книгах сохранился отзыв совета: «Выдающийся во всех отношениях; сверх того, приятная, интересная и симпатичная личность».
После окончания учебы Блуменфельд стал преподавать в консерватории, где быстро получил известность, как один из ведущих профессоров фортепианных классов. Деятельность талантливого музыканта протекала в разных направлениях. Успешно складывалась дирижерская карьера в Мариинском оперном театре. Крупный дирижер из Австрии Ганс Рихтер, дважды прослушавший оперу «Снегурочка» под управлением Блуменфельда предложил ему работу в Венском оперном театре, но предложение принято не было.
К этому времени на вечерах, устраиваемых Стасовым в доме Римского-Корсакова, стал бывать молодой певец Ф.И.Шаляпин. Он с удовольствием много и охотно пел. Аккомпанировал ему всегда Блуменфельд, бывший для Шаляпина партнером, близким по духу и художественным вкусам. Еще же их очень сближало преклонение перед гением Мусоргского.
В 1908 году в парижской Grand Opera под управлением Блуменфельда были показаны семь спектаклей «Бориса Годунова» с Шаляпиным в главной роли. Небывалый для Парижа успех превзошел все ожидания. Газеты с восхищением писали о Шаляпине и Блуменфельде, как о «совершеннейшем музыканте» и дирижере «самого точного и сознательного таланта», а о самой опере Мусоргского говорили, что она превосходит все, что они привыкли до сих пор слышать.
Зимой 1908 года композитора настигла тяжелая болезнь – кровоизлияние в мозг. Последствием этого стал правосторонний паралич и Блуменфельд вынужден был ограничиться только преподаванием в Петроградской консерватории, где он прослужил до своего переезда в Киев в 1918 году. Здесь композитор стал директором Музыкально-драматического института имени Лысенко и профессором Киевской консерватории.
В 1922 году по приглашению наркома Луначарского, Блуменфельд переехал в Москву и стал профессором Московской консерватории. Последний раз он встал за дирижерский пульт на торжественном концерте, посвященном памяти Стасова.
Здесь в этом коротком очерке нельзя не упомянуть об учениках Блуменфельда. Это А.М.Дубянский, С.Б.Барер, В.С. Горовиц, М.И. Гринберг, А.В. Гаук, Г.П. Таранов, М.Р. Раухвергер, Л.А. Баренбойм, Б.Я. Вайншенкер, А.Г. Рубах, С.И. Шлифштейн, А.Н. Цфасман и Г.Я. Эдельман.
Жизнь замечательного музыканта прошла в чрезвычайно дружелюбном окружении, чему в очень большой степени способствовал он сам, его прекрасный яркий и приветливый характер и огромный музыкальный талант. Чайковский называл его «Феля», а Римский-Корсаков – «Блюм». Эти шутливые ласковые прозвища о многом могут рассказать нам сегодня.
Даже смерть его оказалась совершенно необычной: полный творческой энергии, не думающий о разлуке с жизнью, он умер от инфаркта во время игры в преферанс…
Случилось это в январе 1931 года.
По устоявшейся сегодня российской традиции, имя замечательного русского музыканта теперь практически забыто. Мало кто в нашей стране помнит его романсы «Заклинание», цикл «Весна» и другие, струнные квартеты, а также симфонию – «Памяти дорогих усопших». Остается только сожалеть об этом…
Виктор Каширников