Николай Яковлевич Мясковский родился 9 апреля 1881 года в крепости Новогеоргиевск, неподалеку от Варшавы. Его отец Яков Константинович Мясковский служил в крепости военным инженером, и первые семь лет жизни мальчика прошли здесь, в Новогеоргиевске. У него были две младшие сестры и старший брат.
В 1888 году отца перевели в Оренбург, а затем, через год в Казань. В Казани, при родах третьей сестры мальчика, погибла его мать, оставив сиротами пятерых детей. Заботу о маленьких детях взяла на себя сестра отца, которая и стала первой учительницей музыки Коли Мясковского.
В 1893 году Коля закончил два класса реального училища, и его определили в Нижегородский кадетский корпус. Начались годы учебы в этом закрытом военном училище. Времени для занятий музыкой почти не было, но, несмотря на неблагоприятную обстановку, стремление к занятиям музыкой у мальчика было столь велико, что Коля стал участником кадетского хора. Через два года отца назначили преподавателем в Петербургскую Военно-инженерную академию, и вся семья переехала в Петербург. Здесь мальчик стал учиться во Втором кадетском корпусе. В 1896 году он впервые услышал Шестую симфонию П.И. Чайковского, исполненную под управлением известного дирижера Артура Никиша. Потрясенный юноша именно теперь решил навсегда связать свою жизнь с музыкой. Он начал брать уроки гармонии у Н.Казанли, и вскоре сделал первые попытки сочинения музыки. После окончания кадетского корпуса в 1899 году, Мясковский переводится в Военно-инженерное училище и через три года заканчивает его, получив диплом военного инженера. После недолгого пребывания на службе в саперной части в Зарайске, его переводят в Москву. Здесь Мясковский усиленно занимается с Р.М.Глиэром и успешно и быстро проходит с ним весь курс гармонии.
В 1904 году хлопоты генерала Я.К.Мясковского о переводе сына поближе к дому закончились успешно, и молодой офицер получил назначение в девятнадцатый саперный батальон, недалеко от Петербурга. Здесь под руководством ученика Римского-Корсакова И.И. Крыжановского, Мясковский в течение почти трех лет изучает полифонию, фугу и инструментовку.
Летом 1906 года Мясковский сдал экзамены в Петербургскую консерваторию, представив на экзамене свою доминорную сонату. Пять лет он обучался в классах А.К.Лядова, Н.А, Римского-Корсакова и Я.Витола. За время учебы завязалась дружба Мясковского с юным Сергеем Прокофьевым, дружба, которая продолжалась более сорока лет. Тогда же произошло знакомство Мясковского с забытым теперь в России нашим соотечественником, известным дирижером К.С. Сараджевым, учеником знаменитого Артура Никиша. Человек огромного музыкального таланта, Сараджев – дирижер «Вечеров современной музыки» и концертов в Сокольниках, на которых исполнялись впервые многие произведения Мясковского и Прокофьева. Он очень любил творчество этих композиторов и неустанно его пропагандировал. В 1912 году, после исполнения К.С.Сараджевым Второй симфонии Мясковского, композитор подарил ему партитуру этого произведения с надписью: «Даровитейшего дирижера и исключительно чуткого музыканта, дорогого К.С. Сараджева прошу принять это небольшое дружеское приношение в знак безмерной признательности за редко-проникновенную передачу 11 июля 1912 года замыслов автора».
Приблизительно в это же время началась музыкально-критическая деятельность Мясковского. В московском журнале «Музыка» под редакцией В.В.Держановского за три года было напечатано 114 статей и заметок композитора, посвященных музыкальной жизни Петербурга и новинкам русской и западноевропейской музыки.
В 1914 году грянула первая мировая война, и Мясковский два года провел на передовой в чине поручика саперной роты. После контузии под Перемышлем, он был переведен на строительство крепости в Ревель. Здесь, полный демократических убеждений композитор, встретил октябрьский переворот 1917 года. Редкий случай в то время, но солдаты посылают офицера Мясковского в полковой комитет, своим представителем. Большевики назначают его в Военно-морской генеральный штаб в Петрограде. В 1918 году все руководство большевиков переехало в Москву. Сюда же перевели и Военно-морской генеральный штаб, в котором служил Мясковский. Работая в штабе, композитор деятельно участвует и в московской музыкальной жизни. Он член жюри в московском музыкальном издательстве, возглавляет музыкальный отдел Наркомпроса. К этому времени относится сближение с одним из организаторов Государственного музыкального издательства профессором Московской консерватории П.А.Ламмом. В его доме впервые прозвучали почти все симфонии и некоторые другие произведения Мясковского, в переложении профессора. В 1920 году состоялось первое исполнение пятой симфонии Мясковского.
В 1921 году в связи с окончанием Гражданской войны, Мясковский демобилизовался с военной службы в Красной Армии и был приглашен на должность профессора класса композиции Московской консерватории. Он занимал эту должность до конца жизни.
Последующие тридцать лет жизнь композитора Мясковского мало чем отличалась от жизни других советских композиторов. Он прошел все. Выходил из состава Ассоциации современной музыки, писал «Колхозную» симфонию и активно участвовал в художественных советах Радио, филармонии, Комитете по делам искусств при Совете министров СССР. Мясковский становится лауреатом сталинской премии. Его награждают орденом Ленина. Вместе с Шостаковичем, Прокофьевым и Мурадели в феврале 1948 года его «награждают» званием «формалист» и наносят удар по всей симфонической и другой инструментальной музыке. Мясковский не каялся, не признавал своих ошибок. Он уединенно жил в своей квартире на Ситцевом Вражке и молчаливо ушел от нас 6 августа 1950 года. Недалеко от могил двух своих старших коллег Скрябина и Танеева на Новодевичьем кладбище он наше свой последний приют.