Несколько сотен лет люди не забывают этого композитора, чья музыка, как и тогда, еще в добаховское время, продолжает волновать их сердца. Наверное, навсегда останется вечным памятником композитору его знаменитый Канон ре мажор.
Немецкий композитор Иоганн Пахельбель родился в 1653 году в Нюрнберге. Еще в раннем детстве, присутствуя на церковных богослужениях, впечатлительный ребенок с необычным восторгом воспринимал органную музыку. Первоначальное музыкальное образование Иоганн получил у кантора церкви св. Себальда Генриха Швеммера0, а уроки игры на органе мальчик освоил с помощью органиста этой же церкви Георга Каспара Веккера. В 1669 году будущий композитор стал студентом университета в Альтдорфе и органистом местной церкви Лоренцирхе. Однако недостаток средств заставил юношу спустя неполный год оставить учебу в университете. В 1670 году Пахельбель переехал в Регенсбург, где поступил в Gymnsium Poeticum и продолжил обучение музыке у К. Пренца и Ф.И. Зойлина. Трудолюбивый и талантливый юноша на удивление быстро усвоил уроки своих учителей, что позволило ему уже в 1673 году переехать в Вену, куда он был приглашен в качестве второго органиста в собор св. Стефана. Первым органистом там был тогда знаменитый композитор И.К.Керль. Пять лет прослужил здесь Пахельбель. К этому периоду относятся и его первые опыты по созданию своих сочинений. В 1677 году уже достаточно хорошо известный музыкант был приглашен занять должность придворного органиста в Эйзенах. Здесь в Эйзенахае Пахельбель подружился с Амброзиусом Бахом, стал крестным отцом его дочери Иоганны Юдифи и обучал его сына Иоганна Кристофа, старшего брата Иоганна Себастьяна Баха. Всего около года прослужил у герцога Георга Пахельбель. Неожиданно умер брат герцога, и в связи с объявленным трауром, было сокращено количество музыкантов при дворе. В июне 1678 года Иоганн Пахельбель вынужден был переехать в Эрфурт, где его назначили органистом Предигеркирхе.
Этот период жизни композитора продлился двенадцать лет и принес Пахельбелю широкую известность в музыкальном мире.
Прекрасный органист и композитор, он был еще и талантливым педагогом. Одним из его учеников, как уже упоминалось выше, был Иоганн Кристоф Бах, старший брат и учитель великого Баха.
В 1681 году Пахельбель женился на Барбаре Габлер. Судьба к ней не была милосердна; свирепствовавшая в 1683 году в Европе чума унесла ее вместе с сыном в могилу. Через год композитор женился на Юдифи Дроммер. От этого брака родились две дочери, и пять сыновей.
В 1690 по приглашению герцогини Магдалены Сибилы, в надежде найти лучшую работу, и, таким образом, материально обеспечить большую семью, Пахельбель становится придворным органистом и музыкантом при Вюртембергском дворе в Штутгарте. Условия оказались и на самом деле гораздо лучше прежних. Но вскоре, в связи с угрозой французского вторжения, композитор вынужден был срочно покинуть Штутгарт и переехать в Готу, где он занял вакантную должность городского органиста.
Весной 1695 года умирает первый учитель Пахельбеля, органист церкви св. Себальда, Георг Каспар Веккер. Городские власти Нюрнберга не захотели видеть на этом месте никого другого, кроме его ученика – Иоганна Пахельбеля, отказавшись, вопреки обычаю, даже устраивать конкурс на эту должность. Посланное властями официальное приглашение было принято Пахельбелем, и летом 1695 года он вернулся в Нюрнберг. Больше композитор никуда не уезжал.
Иоганн Пахельбель умер в Нюрнберге 3 марта 1706 года. Ему было 52 года. Замкнулся круг, длиною в целую жизнь.
В чрезвычайно большом наследии Иоганна Пахельбеля преобладают произведения для клавишных инструментов: это около 70 органных хоральных прелюдий, 95 органных фуг к Магнификату, созданных для вечерних служб храма св. Себальда. Целый ряд пьес, не предназначенных для церковной службы, – токкат, прелюдий, фуг и фантазий. Среди совсем немногочисленных камерно – инструментальных произведений композитора особо выделяется его знаменитый Канон ре мажор. Любимый всеми и поныне, Канон этот довольно часто звучит, как в оригинальном исполнении, так и в различных современных импровизациях.
Следует здесь напомнить также и о том, что Иоганн Пахельбель первым в истории музыки заметил, что она способна передавать различные оттенки человеческих чувств в зависимости от тональности. К примеру, минорная тональность, по его мнению, была созвучна чему – то печальному, в то время, как мажор, знаменовал собой чувство радости. Сегодня нам кажется, что по – другому и быть не может, однако в ту далекую, еще добаховскую пору, это было достаточно смелым и новаторским утверждением.
Своими произведениями Иоганн Пахельбель оставил о себе вечную память. Вот уже несколько сотен лет звучат они, по – прежнему удивляя и восхищая благодарных слушателей.