В 1914 году в Петербурге кубинский консул Рауль Хосе Капабланка давал сеанс одновременной игры в шахматы. В числе его противников был только что успешно окончивший петербургскую консерваторию молодой человек Сергей Прокофьев. Партию он проиграл. Пять лет спустя, они встретились на турнире в Нью-Йорке. С тех пор у них установились дружеские отношения. Тогда же, в 1914 году первый приз на турнире получил знаменитый шахматист и доктор математики Ласкер. На банкете после турнира, отдавая дань шахматному таланту Ласкера, многие из присутствующих поздравляли с окончанием консерватории и получением премии Рубинштейна Сергея Прокофьева. «Я не знаю, как Вы играете на рояле, – сказал тогда Ласкер,- но мне приятно, что премию Рубинштейна получил шахматист». Шахматы – этот особый мир, мир борьбы, планов и страстей еще с семилетнего возраста заинтересовал будущего композитора, и остался с ним навсегда.
Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка Екатеринославской губернии, где его отец, агроном по специальности, почти в течение тридцати лет управлял обширным степным имением. Будущий композитор очень рано проявил признаки музыкальности и уже в возрасте пяти с половиной лет сочинил «Индийский галоп». С шести лет он уже сам записывал свою музыку, состоявшую из коротких пьес для фортепиано в две и в четыре руки. В восьмилетнем возрасте, под впечатлением «Князя Игоря», «Фауста» и «Спящей красавицы», слышанных им во время поездки в Москву, он сочинил оперу «Великан» на собственный сюжет, разученную и исполненную самим автором и его двоюродными братьями.
В возрасте десяти лет у Прокофьева появилась возможность проиграть увертюру к своей второй незаконченной опере «На пустынных островах» С.И.Танееву. Маститый музыкант оценил молодое дарование и рекомендовал мальчику заняться изучением гармонии, а матери его сказал: «Прежде всего, берегите силы вашего сына». Первоначальное музыкальное образование (гармония, контрапункт, инструментовка и игра на фортепиано) Прокофьев получил у Р.М.Глиэра, проведшего два лета (1902 и 1903 г.) в Сонцовке. Под его руководством Прокофьев написал симфонию соль мажор и оперу «Пир во время чумы» в полной инструментовке и с увертюрой в сонатной форме, а также скрипичную и фортепианную сонату. По совету А.К.Глазунова, осенью 1904 года он поступил в Петербургскую консерваторию.
Годы учебы в консерватории способствовали созданию у Прокофьева прочной основы музыкального мастерства. Здесь он учился композиции у А.К.Лядова, инструментовке у Н.А.Римского–Корсакова, а в классе у А.Н. Есиповой, профессиональной игре на фортепиано. 31 декабря 1908 года на вечере современной музыки состоялось первое выступление Прокофьева перед публикой. В том же концерте принял участие его соученик и близкий друг Н. Мясковский.
Лето 1911 года принесло знакомство с К.С.Сараджевым, одним из организаторов московских вечеров современной музыки, горячим пропагандистом и первым исполнителем многих произведений Мясковского и Прокофьева. Под его управлением впервые на концертной эстраде прозвучал Первый фортепианный концерт Прокофьева. Он же, впервые после авторского исполнения в Петербурге 21 апреля 1918 года, дирижировал в Москве «Классической симфонией».
А на упомянутом выше авторском концерте в Петрограде, М.Горький и А.Бенуа, познакомили Прокофьева с первым наркомом просвещения Луначарским. Результатом этого знакомства стало то, что Прокофьев получил заграничный паспорт и сопроводительный документ о целях заграничной поездки. Цели были обозначены так: поправление здоровья и дела искусств. В документах не указывалась дата возвращения.
7 мая 1918 года Прокофьев отправился через бурлящую в начинающейся гражданской войне Сибирь в Токио и оттуда в начале сентября 1918 года приехал в Нью-Йорк. Запланированное им на несколько месяцев путешествие, продолжалось около девяти лет. В это время, он много, и не всегда успешно писал, гастролировал в Европе и Америке, сотрудничал с Дягилевым, создав два балета, и, наконец, в январе 1927 года ненадолго вернулся в Россию. Еще два раза, в 1929 и 1932 годах, Прокофьев совершал кратковременные визиты на родину и только в 1933 году переехал окончательно в Москву. Здесь он постепенно становится одним из деятелей советской культуры.
В 1936 году создает симфоническую сказку для детей «Петя и волк», в1939 году оперу «Семен Катко» (по повести В.Катаева «Я сын трудового народа»), Кантату к 20-летию Октябрьского переворота, в которой используются тексты из работ К.Маркса, Ф.Энгельса и В. Ленина. В 1943 году пишет музыку к фильму «Иван Грозный», сотрудничая с Эйзенштейном. В 1945 году тяжелое заболевание резко ограничивает творческие возможности Прокофьева. Несмотря на это, он создает балет «Сказ о каменном цветке», оперу «Повесть о настоящем человеке» и последнее свое крупное произведение Седьмую симфонию (1952 год).
5 марта 1953 года, в возрасте 62 лет, композитор скончался от кровоизлияния в мозг. День его смерти трагическим образом совпал со смертью другого человека – Иосифа Сталина. Вся страна в тот день безмерно скорбела в связи со смертью великого своего вождя. Огромные многотысячные массы народа разными путями стекались к Колонному залу. Поэтому, поклониться праху покойного композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, было не просто. По воспоминаниям очевидцев, поклонники таланта великого музыканта, чтобы проститься с ним, вынуждены были пробираться тихими московскими переулками к дому Союза композиторов, чтобы не попасть в могучий поток устремленный к Колонному залу. Их было немало этих людей, пришедших с ним проститься. Из Большого театра, из филармонии и консерватории, из других театров…
Значительно позже, когда улеглась волна скорби по вождю, мир узнал, что перестало биться сердце величайшего композитора 20-того века Сергея Сергеевича Прокофьева.
Виктор Каширников