«Искусство – есть одно из трёх основных перевоплощений, которым подвергается действительность под воздействием ума человека, в зависимости от того, рассматривает ли человек эту действительность в идеальном и совершенном свете Добра, Истины или Красоты».
Шарль Гуно. «Воспоминания артиста» 1892 г.
***
Шарль Франсуа Гуно родился в Париже 17 июня 1818 года. Его отец Франсуа Луи Гуно был видным французским художником. Мать будущего композитора, в силу сложившихся обстоятельств, уже с одиннадцати лет вынуждена была преподавать музыку. Ее дальнейшее совершенствование в этой области прошло под руководством профессора парижской консерватории Луи Адана, и она получила вполне заслуженное признание как хороший педагог.
Первое представление о музыке Шарль, по его собственному признанию, получил, будучи еще совсем маленьким ребенком, когда любимая мать кормила его грудью, всегда при этом что – то напевая. И вот ребенок бессознательно, прежде чем научился говорить, получил ясное и точное представление об интонациях и интервалах, об основах модуляций и о различии между мажором и минором.
Мать мальчика, несмотря на его очевидный музыкальный талант, была категорически против музыкальной карьеры сына. Полагаясь на свой опыт, она считала, что эта профессия не может дать положения в обществе. Мать обратилась за помощью к директору лицея, где учился мальчик, чтобы он сумел разубедить сына в его выборе. Однако музыкальный талант ученика просто потряс директора, и он вынужден был сказать: «Дитя мое, будь музыкантом!». Сопротивление матери, продиктованное заботой о сыне, было отчасти преодолено, и Шарль стал брать частные уроки у профессора консерватории Антона Рейхи. Через некоторое время он поступил в Парижскую консерваторию и стал учиться контрапункту у Галеви и композиции у Лесюэра. Заветной мечтой Гуно была Римская премия, которую он решил получить, во что бы то ни стало. Большая Римская премия, это национальная государственная премия Франции, которая ежегодно по конкурсу присуждается Академией искусств студентам, оканчивающим курс Парижской консерватории. Лауреаты получают стипендию для четырехлетнего художественного совершенствования в Риме. Три раза пришлось Шарлю Гуно участвовать в таких конкурсах. В 1839 году мечта, наконец, осуществилась. За кантату «Фернан», представленную на конкурс, молодой композитор был удостоен, наконец, Римской премии и вскоре уезжает в Италию.
Жизнь в Риме была интересной и насыщенной. Здесь Гуно написал много музыки для органа и в частности мессу для церкви Сен-Луи де-Франсе. Исполненная под его управлением ко дню рождения короля Луи-Филиппа, месса была восторженно принята, а молодой автор был назначен «Пожизненным почетным регентом» церкви Сен-Луи де-Франсе.
Зимой 1840 года Гуно впервые услышал и увидел восемнадцатилетнюю Полину Гарсиа, жену директора Итальянской оперы в Париже Луи Виардо. Супруги совершали свадебное путешествие, и Полина пела в салонах Академии знаменитую арию из оперы «Робин Гуд». Гуно аккомпанировал ей тогда, и был поражен талантом и красотой этой совсем юной девушки. Через десять лет он напишет специально для Полины Виардо оперу «Сафо». Роль Сафо певица с блеском исполнила на сцене Парижской оперы 16 апреля 1851 года. Присутствующий тогда на премьере Берлиоз прослезится и скажет: «Я уже лет двадцать не испытывал такого волнения, как сегодня».
Римский период жизни композитора был связан и с глубоким влиянием на него полифонической музыки XVI века. Он тщательно изучает сочинения Палестрины и пишет много духовной музыки. Да и сам город и его окрестности, вызывают восторг молодого человека. А бессмертные творения Рафаэля и Микеланджело навсегда завораживают его своим ослепительным великолепием.
После возвращения в Париж Гуно становится церковным органистом и даже намеревается принять духовный сан. Он занимается философией и богословием, ходит в одежде аббата, и в течение зимы посещает курсы теологии в семинарии Сен-Сюльпис. К этому времени относится создание композитором его монументальной Торжественной мессы св. Цецилии, – произведения огромной и грандиозной силы.
Однако вскоре композитор почувствовал, что не может жить без искусства и, поняв это, вернулся в мирскую жизнь.
Далее следует период активной творческой работы и Шарль Гуно пишет несколько опер, среди которых особо выделяется «Фауст». Давно задуманное композитором, это сочинение становится образцом французской лирической оперы. Зрители, однако, не сразу поняли новаторскую сущность оперы, но совсем скоро она получила признание во всех странах Европы. Через тридцать лет после ее написания торжественно состоялось пятисотое исполнение оперы «Фауст» в театре «Гранд-Опера» в Париже. Дирижировал этим спектаклем сам автор.
К концу 79-х годов усилилась религиозность Гуно, и, написав ряд неудачных опер, он теперь навсегда, отошел от музыкального театра и вновь стал сочинять духовную музыку. К концу своей творческой жизни композитор создает два крупных произведения в этом жанре – оратории «Искупление» и «Смерть и жизнь». По поводу последней оратории Гуно писал своему другу:
« … Ее сюжет: смерть и жизнь. Об этом сюжете я долго размышлял, он интересует меня с каждым днем все больше и больше. По – моему, в религиозных идеях и чувствах музыка находит наиболее благородные и возвышенные формы».
Теперь большую часть времени композитор жил под Парижем, в Сен-Клу. Здесь он занимался с молодым композитором А.Бюссе.
Здесь же, в Сен-Клу Шарль Гуно и ушел из жизни осенью 1893 года, когда писал Реквием памяти своего умершего внука. К моменту этого печального события ему было 75 лет.
Виктор Каширников