rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Алексей Федорович Львов


Композитор духовной и светской музыки, прекрасный виртуоз – скрипач, А.Ф.Львов был еще и хорошим дирижером. Он стал основателем симфонических концертов в России, впервые создав «Концертное общество».

Алексей Федорович Львов

Алексей Федорович Львов родился 5 июня 1798 года в Ревеле. Теперь это место называется Таллин. Семья, в которой он родился, принадлежала к старинному дворянскому роду России. Его дед в свое время стоял у истоков русской оперы и сочинил тогда несколько либретто к популярным операм, которые были написаны композиторами И. Прачом, Е.И. Фоминым и Дж. Сарти. Отец мальчика Федор Петрович, поэт и писатель, выступающий под псевдонимом «Схимник», был дружен с Г.Р. Державиным и В.В. Капнистом. Впоследствии Ф.П. Львов стал директором Придворной певческой капеллы, и занимал эту должность до конца жизни.

Мальчик Алеша Львов проявил себя в музыке довольно рано. В семь лет он уже довольно прилично играл на скрипке, участвовал в домашних концертах, и родители уделяли много внимания музыкальному воспитанию своего сына. Благодаря лучшим по тем временам учителям музыки, среди которых были Ф.Бём и И.Г. Миллер, Алеша смог получить отличные навыки на этом поприще. Вместе с тем он учился в Институте инженеров путей сообщения, который блестяще и окончил в 1818 году. По повелению Великого князя Николая Павловича, молодой инженер был отправлен на службу в военные поселения Новгородской губернии. Здесь он прослужил 8 лет под начальством графа Аракчеева. После возвращения в Петербург А.Ф. Львова назначили адъютантом графа Бенкендорфа, и заведующим делами главной квартиры и конвоя Его Величества. Все это время служебные дела не ослабляли желания Алексея Федоровича заниматься музыкой, он постоянно совершенствовался и пользовался широкой известностью, как выдающийся скрипач.

1833 год следует считать блестящим началом композиторской деятельности А.Ф. Львова. Он написал тогда, по поручению Николая I, национальный гимн России на слова В.Жуковского – «Боже царя храни», впервые исполненного в присутствии царской фамилии большим хором и двумя оркестрами. Здесь следует напомнить, что до этого времени в России не было своего гимна, и в торжественных случаях исполнялся английский гимн, который в то же время был и прусским гимном.

В 1835 году Львов написал музыку на слова песни Петра Великого для солдатского хора «Как на матушке на Неве реке, молодой матрос корабли снастил».

В 1837 году Львов был назначен директором придворной капеллы и основную деятельность на этом посту он посвятил исправлению и приведению в порядок церковного пения в России. Сохраняя данный напев, Львов присоединял к нему простую и понятную для всех гармонию. Итальянские обозначения темпов были заменены русскими. Многие пробелы в церковном пении были пополнены. Собственные переложения Львова не вошли в полный круг песнопений и печатались отдельно, вместе с другими его сочинениями.

Концертная деятельность на родине, ввиду высокого служебного статуса Львова была невозможна, и ограничивалась лишь придворными концертами его квартета.

В 1840 году состоялась концертная поездка А.Ф. Львова в Германию. В Лейпциге он выступал в качестве скрипача – виртуоза и под управлением Мендельсона исполнял его скрипичный концерт. Присутствующий на концерте Шуман, писал о нем в своей газете “Neue Zeitscyrift fur Musik”: «если в России играют так, как господин Львов, то всем нам надо ехать в Россию не учить, а учиться». В Эмсе Львов играл дуэты с Листом. Здесь же он познакомился и с Мейербером. Постоянное общение с выдающимися музыкантами Европы способствовало совершенствованию таланта Львова. Игра его приобрела еще более изящные и благородные формы, а созданный им квартет, в котором участвовали Г.Вильде, Ю. Виельгорский и В.Маурер, считался лучшим в России.
Композитор духовной и светской музыки, прекрасный виртуоз – скрипач, Львов был еще и хорошим дирижером. Он стал основателем симфонических концертов в России, впервые создав «Концертное общество».

Как композитор духовной музыки Львов ввел в церковное пение несимметричный ритм, который более подходил к церковному тексту. Лучшими его произведениями в этом жанре считаются: «Херувимская №1», «Достойно есть №2», «Вечери Твоея тайныя» и «Взбранной воеводе».

Алексей Федорович Львов

Из светской музыки им написаны: скрипичный концерт, 24 каприса, драматическая фантазия “ Le duel” для скрипки и виолончели, идею которой подсказал ему Мейербер, и опера «Бианка», поставленная в Дрездене и Петербурге в 1845 году. Написанные позднее оперы «Ундина» и «Староста Борис» успеха не имели.

В 1861 году из-за потери слуха А.Ф. Львов вынужден был оставить должность директора капеллы. Наступившая глухота не давала возможности даже играть на скрипке, и он все реже брал ее в руки. В 1867 году композитор навсегда бросил занятия музыкой и уехал за границу. Через некоторое время он вернулся в свое Ковенское имение «Ромны», где вдали от светской жизни тихо скончался 16 декабря 1870года.

Виктор Каширников

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.