Жак Оффенбах, один из одарённейших композиторов XIX века, автор множества оперетт, родился 21 июня 1819 года в городе Кёльне, в семье кантора еврейской синагоги Иуды Эбершта, почетного члена еврейской общины в Кёльне, издавшего в 1830 году «Общий молитвенник для израильского юношества».
Первые ростки музыкальной культуры Жак Оффенбах получил в семье отца, который был страстным почитателем музыки. Отец научил сына играть на скрипке и к семи годам мальчик сносно освоил инструмент и уже тогда всерьез помышлял о сочинительстве.
Как-то раз отец приобрел виолончель. Внимательно рассмотрев инструмент, Жак выразил большое желание освоить и его. Однако мальчик получил отказ в связи со слабым здоровьем и довольно-таки тщедушным своим видом. Однако теперь, как только родители покидали дом, мальчик мгновенно хватал виолончель и, запершись на замок в комнате, вдохновенно учился играть на инструменте. Приблизительно через полгода на одно из квартетных собраний не пришел виолончелист, и мальчик предложил заменить его. Все восприняли это, как шутку, однако он блестяще исполнил свою партию под аплодисменты всех присутствующих. После этого родители перестали возражать пристрастию мальчика и Жак начал учиться у некоего Александера, музыканта неважного, но, тем не менее, под его руководством ученик сделал крупные успехи. В 12 лет он уже выступал на вечерах и в публичных концертах как солист-виртуоз. При этом Жак исполнял и им самим написанные композиции. Наступило время, когда в Кёльне учиться уже было нечему, и отец отправил сына в центр тогдашней музыкальной культуры – Париж. Здесь четырнадцатилетний Оффенбах поступает в консерваторию и одновременно зачисляется виолончелистом в оркестр Комической оперы, чтобы иметь самостоятельный заработок. Около года Оффенбах учился в Парижской консерватории, затем играл в театральных оркестрах, выступал в салонах, сочинял сентиментальные баллады и танцевальную музыку для балов. В 1835 году брал уроки композиции у знаменитого Ф. Галеви.
В 1839 году состоялся дебют Оффенбаха в качестве театрального композитора, который прошел практически незамеченным. К этому времени в Оффенбахе проявился талант исключительного и остроумного собеседника. Способность к импровизации торжествовала не только в музыкальных композициях, но и в быту, делая Оффенбаха желанным гостем парижских буржуазных салонов. И, тем не менее, несмотря на светское времяпровождение и безудержную страсть к театру, Оффенбах продолжал усердно работать. Интерес к виолончели постепенно ослабевает, все больше уступая страсти к композиции. Теперь он много сочиняет, едва успевая записывать произведения на бумагу. В основном это элегантная неглубокая салонная музыка. Популярность композитору приносят музыкальные обработки басен Лафонтена.
С 1850 по 1855 годы Оффенбах служит штатным композитором в знаменитом театре Французской комедии «Доме Мольера», занимаясь музыкальным оформлением трагедий Корнеля и Расина. В 1855 году композитор нанимает небольшой театр на Елисейских полях, с крошечным залом, где открывает впоследствии получивший мировую известность театр Буфф. И, несмотря на то, что министерство цензуры ограничивало вывод на сцену более четырех актеров для малых театров, театр Буфф становится довольно популярным в Париже. Лишь через три года ограничения были сняты, и можно стало вводить любое количество персонажей, хоров и балетных «антре».
Поворотным пунктом в судьбе Оффенбаха стала оперетта «Орфей в аду» на текст Гектора Кремье. На театр полился буквально золотой дождь – спектакль стал сенсацией дня. Как это не прозвучит парадоксально, но немалую роль в его успехе сыграла мощная враждебная критика и последовавшая за ней атмосфера громкого театрального скандала.
За «Орфеем» последовала «Женевьева Брабантская», при представлении которой даже потребовалось вмешательство полиции. А в 1866 году была поставлена «Парижская жизнь», одна из лучших оперетт Оффенбаха.
Теперь композитор еще больше работает, и слава его выходит за пределы Франции. Публика в исступленном восторге; мелодии Оффенбаха распевают на улицах и в кафе. Они прочно входят в обиход бытовой музыки. Его ставят в Вене и Петербурге, и сам он часто выезжает для постановки своих произведений. Несмотря на воинствующую критику, в которой немалую роль сыграл между прочими и Р.Вагнер, а также и мероприятия бойкотного характера, недоброжелателям не удалось остановить победного шествия Оффенбаха и по немецким опереточным сценам. «Орфей» и «Прекрасная Елена» без труда вытеснили старинные немецкие зингшпили Нестроя и Лорцинга.
Высшая точка успеха Оффенбаха, это время Всемирной парижской выставки 1867 года, когда в партере театра Буфф присутствуют короли Португалии, Швеции, Норвегии и Баварии. Российский монарх Александр II протелеграфировал из Кёльна просьбу оставить ему ложу в театре и по приезде в Париж, после поспешного молебна, устремился в оперетту, нарушая принятый церемониал.
Через всю свою творческую жизнь композитор пронес мечту написать «серьезную вещь», без буффонады, фарса и пародии, без пикантности и эротики – без всего того, что собственно и создало Оффенбаху мировую, хотя и двусмысленную славу. И к концу жизни он создал свою фантастическую оперу «Сказки Гофмана». Маэстро вложил в это произведение всю свою душу, и, по его мысли, опера эта должна была стать увенчанием его жизни, последним словом его искусства и последним его произведением вообще…
Так и случилось.
4 октября 1880 года Жак Оффенбах умирает от приступа удушья. Знаменитый Гиро заканчивает инструментовку партитуры «Сказок Гофмана», и по сию пору иногда принимается к постановке это замечательное произведение талантливейшего композитора, как впрочем и многие из его почти ста оперетт, оставленных нам талантливым маэстро.
Виктор Каширников