Выдающийся композитор и гениальный дирижер Густав Малер родился 7 июля 1860 года в небольшом местечке Калишт, что в Богемии, неподалеку от древнего города Иглау. Родные Малера занимались мелкой торговлей. Вскоре после рождения ребенка семья переехала в город Иглау. Музыкальные способности появились у мальчика довольно рано: в четырехлетнем возрасте он без труда запоминал и напевал звучащие вокруг народные напевы, городские мелодии, военные марши, сигналы и солдатские песни. Когда Малеру исполнилось шесть лет, он с увлечением стал учиться игре на фортепиано и в десять лет уже дал в Иглау свой первый публичный концерт.
В 1875 году пятнадцатилетний юноша поступил в Венскую консерваторию, где среди его педагогов были: Франц Кренн (композиция), Ф.Фукс (гармония) и Юлиус Эпштейн (фортепиано). Одновременно Малер экстерном закончил Иглавскую гимназию. В 1878 -80 годах Густав посещал лекции на философском факультете Венского университета и работал над своей первой серьезной работой – кантатой «Жалобная песня». К этому же времени относится его знакомство и сближение с А.Брукнером, у которого Малер брал уроки. Великий симфонист тогда высоко оценил и крайне заинтересовался дарованием юноши.
С 1880 началась работа Малера в качестве оперного дирижера сначала в небольших городках, а с 1883 года в Касселе. Период работы здесь отмечен трениями с руководством театра и несчастной любовью к одной из певиц. Эта любовная драма нашла свое отражение в вокальном цикле композитора – «Песни странствующего подмастерья».
В 1885 году Малер ушел из кассельского театра и стал работать в пражском Немецком театре, где дирижировал операми Глюка, Моцарта, Бетховена и Вагнера. Затем он был назначен вторым дирижером Городского театра в Лейпциге.
В январе 1887 года, Малер заменил заболевшего первого дирижера Никиша, принял на себя руководство исполнением «Кольца нибелунга» и безупречно справился с этой работой. Вскоре он завершил неоконченную оперу Вебера «Три Пинто» и ее премьера была восторженно встречена критикой и публикой. Событие это сделало Малера знаменитым. Однако в мае 1888 года, Малер, из-за разногласий с коллегами, покинул Лейпцигский театр.
В 1891 году Малер становится первым дирижером театра в Гамбурге. Несмотря на большую нагрузку, и частые конфликты с интендантом театра Бернгардом Полини, Малер много сочиняет. Во время летних каникул в Зальцкаммергуте, он завершил вторую и третью симфонии. В конце 1895 года состоялась премьера второй симфонии в Берлине. Успех был необычайный. Теперь имя Малера стало появляться в программах всех крупных европейских дирижеров. Композитор и его музыка получили признание в Европе. 7 января 1892 года под управлением Малера на гамбургской сцене состоялась постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин». Тогда же состоялось знакомство двух композиторов.
Благодаря несомненным успехам и таланту перед Малером возникла перспектива возглавить венскую Придворную оперу. Единственным препятствием оказалось его еврейское происхождение. Весной 1897 года Густав Малер принял католичество и несколько месяцев спустя, был назначен капельмейстером этого самого блестящего театра Австро-Венгрии. Осенью того же года он занял должность директора оперы этого театра.
Последующее десятилетие работы Малера в Вене стало временем особого расцвета Придворной оперы. Шестьдесят три раза за это время дирижировал Малер различными операми, и практически всегда это было настоящим триумфом. Одним из самых ярких эпизодов его дирижерской биографии стали выступления с этим оркестром на парижской Всемирной выставке 1900 года. Творческие успехи улучшили материальное положение композитора. В1901 году Малер построил виллу в Майернигге, и каждое лето проводил там, сочиняя музыку. Через год он женился на Альме Шиндлер, дочери известного венского художника и скульптора Эмиля Шиндлера. Союз не был безоблачным и Малер, для устранения напряженности в семейных отношениях, вынужден был даже обратиться за консультацией к З.Фрейду.
В Майернигге были написаны с пятой по восьмую симфонии, несколько песен на стихи Ф.Рюккерта и вокальный цикл «Песни об умерших детях». Последним произведением Малер словно предугадал трагическое несчастье из собственной жизни – в 1907 году его старшая дочь умерла от скарлатины. В это же время у Малера была обнаружена тяжелая форма болезни сердца.
Здесь следует сказать, что стремление сделать собственную музыку достоянием широкой публику вызвало активное и ожесточенное противодействие части венской музыкальной элиты. Порой просто зависть успехам композитора вызывала яростные нападки желтой антисемитской прессы. Композитор нелегко переживал эти нападки.
Все это вынудило Малера уйти из Придворной оперы и в 1907 году он назначается дирижером нью-йоркского театра Метрополитен – опера. Теперь все зимы композитор проводит в Нью-Йорке, а летом возвращается в Европу, где выступает, как дирижер. Последним триумфом стала премьера его восьмой симфонии в Мюнхене в сентябре 1908 года.
Неустанная бурная, нервная, пылкая и страстная работа и жизнь Малера всегда проходила на грани его физических возможностей. Организм композитора не выдержал этого.18 мая 1911 года Малер скончался в Вене. Ему было всего 50 лет.
Любимым автором Малера был творец «Бедных людей» и «Униженных и оскорбленных», да и сам композитор, сочиняя музыку, имел всегда ввиду вопрос Достоевского: «как могу я быть счастлив, если где нибудь страдает другое существо». Своеобразной проповедью социального сострадания Малера и стал его замечательный симфонизм, полный высокого социально-этического пафоса. И именно тогда, когда композитор осознал всю тщетность его проповеди социального сострадания и равенства всех в этом мире, произошла страшная душевная трагедия Малера. Две «посмертные» симфонии композитора – «Песнь о земле» и Девятая – результат этого душевного кризиса. Однако это лучшее, из того, что нам оставил великий маэстро. От десятой симфонии (фактически одиннадцатой), сохранились лишь эскизы. В многочисленных скерцо – страшные конвульсии и невиданная напряженность нервов. На полях эскизов – надписи бредового свойства. Симфония оставляет странное и жуткое впечатление. По сведениям современников перед самой смертью Малер настаивал на ее полном уничтожении.
Всего Малер создал десять симфоний. Но если и сегодня, здесь в нашей теперешней России, посмотреть вокруг глазами давно ушедшего от нас композитора, можно сойти с ума от гнетущей и унижающей человека социальной несправедливости.
Виктор Каширников