«Если ваш замысел имел успех,
я им всецело обязан вам одному,
и если ваша скромность
заставляет вас всюду говорить,
что лишь являетесь моим музыкантом,
я считаю за честь быть вашим либреттистом,
вашим слугой, вашим другом…»
П. Бомарше, автор либретто оперы «Тарар»,
композитору А.Сальери. 1787 г.
Австрийский композитор итальянского происхождения, дирижер и педагог, Антонио Сальери родился 19 августа 1750 года в Леньяно Венецианской области. С самого раннего детства его привлекала игра на фортепиано и скрипке. Первыми учителями музыки Антонио были его брат Франческо, хороший скрипач, ученик Тартини и соборный органист Д. Симони, научивший мальчика игре на клавесине. Когда ему исполнилось 15 лет, умерли родители Сальери и он отправился в Венецию. Благодаря покровительству семейства Мосениго, мальчик стал петь в хоре собора св. Марка и продолжил свои музыкальные занятия. Сначала он занимался под руководством Д. Пешетти и Ф.Пачини, а затем стал учеником капельмейстера императорской капеллы Ф.Л. Гасмана, изучая под его руководством контрапункт. Композитор и замечательный педагог Ф.Л. Гасман увез молодого Сальери в Вену и здесь под его руководством, Антонио удивительно быстро преуспел в музыкальной науке, одновременно работая клавесинистом – капельмейстером придворного оперного театра в Вене. К этому времени относятся и первые, созданные молодым композитором, сочинения.
В 1770 году Сальери закончил оперу «Образованные женщины». Поставленная на венской сцене, она имела бурный успех. Через год другая опера Сальери «Армида» тоже была принята с восторгом венской публикой. В связи с этими событиями, к композитору пришла известность и его оперы стали ставить на многих европейских сценах. В 1774 году опера «Армида» была поставлена и в России на петербургской сцене.
К этому времени Сальери уже автор десяти опер, слава его растет, его назначают дирижером итальянской оперы в Вене, он постоянно выезжает в Италию, Францию и другие страны для постановки там своих опер. Интересно отметить, что постановкой опер Сальери открылись театры «Ла Скала» в 1778 году и «Каноббиана» в 1779 году в Милане.
Уже первые успехи молодого композитора привлекли пристальное внимание композитора К.Глюка. С другой стороны, музыка великого современника восхищала молодого музыканта и вскоре Сальери становится учеником Глюка и ярым его последователем. В 1784 году Глюку Парижской академией была заказана опера “Les Danaides”. Опера имела редкий и просто громадный успех.
Тем не менее, парижская публика была в некотором недоумении. Дело в том, что вначале было объявлено, что это совместное сочинение Глюка и Сальери. Однако, после нескольких невероятно успешных спектаклей, было обнародовано заявление Глюка о том, что опера написана только Сальери.
С 1778 года Антонио Сальери в качестве придворного капельмейстера руководил оперным театром и придворной капеллой. Кроме того, он состоял инспектором, наблюдая за обучением в различных казенных музыкальных учебных заведениях Вены. Композитор был и незаурядным дирижером. Под его управлением было исполнено много классической музыки и произведений молодых композиторов. Около сорока лет Сальери дирижировал благотворительными концертами, которые проводило Общество музыкантов, в пользу пенсионного фонда для вдов и сирот венских музыкантов. Общество было основано учителем Сальери Ф.Л. Гасманом.
Успехи композитора способствовали его европейской славе. Людовик XVIII делает Сальери кавалером ордена почетного легиона и жалует ему звание члена академии художеств.
Большой композитор, гордость школы Глюка, наделенный от природы необыкновенным драматическим талантом, Сальери в частной жизни был симпатичен в высшей степени. Он всегда являлся душою общества, и благодаря своему веселому характеру и уму, очаровывал своих знакомых. Сальери всю жизнь не забывал доброту своего первого учителя, а после смерти Ф.Л. Гасмана, воспитал его дочерей.
*
Безупречным был авторитет Сальери, как педагога. Среди его нескольких десятков учеников были младший сын Моцарта, Ф.Шуберт и Ф. Лист.
Всего композитор написал сорок опер, несколько симфонических произведений, концертов с оркестром и фортепианных пьес. В последние годы жизни Сальери создал около ста духовных композиций, среди которых пять великолепных месс и Реквием.
Музыку Сальери ценили многие его современники композиторы К.В. Глюк, Г. Спонтини, Ф.Шуберт, написавший в его честь юбилейную кантату, и Дж. Россини.
В.А. Моцарт питал к нему некоторое недоверие, однако в последний год жизни Моцарта между ними наметилось сближение.
В 1823 году обострилось нервное расстройство композитора, преследовавшее его несколько лет. Он почти перестал писать музыку. Весной 1825 года Антонио Сальери умер в Вене и с должными почестями, был похоронен под звуки собственного Реквиема.
Сразу после смерти Сальери стали распространяться слухи о том, что он отравил Моцарта. Во французских газетах возникла большая полемика на этот счет. У нас в России легенда об отравлении Моцарта нашла свое отражение и в «маленькой трагедии» великого А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Поэт в своем произведении не подвергает сомнению версию, что именно Сальери отравил Моцарта. Среди разных мнений на этот счет интересно мнение известного пушкиниста профессора С.М. Бонди, который считал, что «Пушкин писал не биографию Сальери, а художественное произведение, в котором Сальери является действующим лицом». Таким образом, это событие скорее всего может быть художественным вымыслом.
Прошло почти 200 лет, но cреди исследователей творчества Моцарта, нет единого мнения о его ранней кончине. До сих пор музыкальный мир продолжают волновать непростые взаимоотношения двух великих современников – композиторов Моцарта и Сальери.
Виктор Каширников