rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Александр Львович Гурилев

Русский композитор Александр Львович Гурилев родился 4 сентября 1803 года в Москве в семье крепостного музыканта, известного композитора и дирижера Льва Степановича Гурилева, ученика Дж. Сарти. Лев Степанович много лет руководил одним из лучших крепостных оркестров России XIX века, который принадлежал графу В.Г. Орлову.

Под руководством отца ребенок активно обучался музыке и уже с юных лет играл в оркестре на скрипке и альте. Но, все — таки, любимым инструментом Саши было фортепиано, которым он довольно хорошо владел с детства. В доме Орловых часто устраивались концерты, в которых исполнялись произведения классического музыкального репертуара. В этих концертных вечерах принимали активное участие крупнейшие московские музыканты того времени – И.И. Геништа и Д.Фильд. Одаренный юноша привлек внимание маститых маэстро, и вскоре у Саши Гурилева появилась возможность брать уроки у знаменитого Фильда. Знакомство с исполнительской манерой учителя оказало сильнейшее влияние на формирование таланта молодого музыканта.

С 1831 года семья Гурилевых вышла из крепостной зависимости, и с этого времени молодой музыкант целиком посвятил себя любимой профессии. Он много и с успехом концертирует, занимается сочинением музыки. К этому времени судьба свела его с Варламовым, который начал тогда работать в московских театрах. Знакомство двух музыкантов перешло в большую и настоящую дружбу. Их очень многое связывало в жизни. Оба великолепно знали народную русскую песню и хоровое искусство, оба сочиняли городские романсы и просто обожали пение московских цыган.

В начале сороковых годов имя композитора Гурилева становится популярным в широких кругах русского общества. Его романсы и песни часто исполняются, концерты, с которыми он выступает, имеют большой успех. В музыкальных кругах он считается одним из лучших пианистов Москвы.

Главный в творчестве Гурилева жанр – вокальная лирика. Многие его песни стали воистину народными. Их распевали повсюду под аккомпанемент гитары или фортепиано. Некоторые из песен вошли в репертуар профессиональных цыганских хоров.

Немало времени Гурилев посвятил собиранию и обработке русских народных песен. Итогом этой работы стал составленный им сборник «47 русских народных песен» для голоса с фортепиано. Это своеобразная энциклопедия бытовой городской песни первой половины XIX века.

Важным в творчестве Гурилева было сочинение песен на слова известных поэтов А.Н. Кольцова, Н.П. Грекова, И. Макарова, Н.Г. Цыганова и других. Скорбные элегические настроения, мягкий и задушевный лиризм, неразделенная любовь и мечты о счастье – таковы главные мотивы этих песен. Самыми популярными из них были: «Колокольчик», «Вьётся ласточка» и «Не шуми ты, рожь». А из песен о непростой женской доле, в которых запечатлены обаятельные образы русских девушек, следует назвать: «Матушка – голубушка», «Грусть девушки», «Отгадай, моя родная» и «Сарафанчик».

Лучшие романсы Гурилева во многом перекликаются с лирикой его современников М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Несомненное влияние Глинки нашло отражение в элегии Гурилева «Вам не понять моей печали» и в романсе «Внутренняя музыка». А в романсах «Разлука» на слова Кольцова, «Я говорил при расставаньи» на слова Фета и «Бедная девушка ты» на слова К.С. Аксакова, композитор приближается к типу романса – монолога, который широко представлен в творчестве Даргомыжского и Чайковского. В элегиях на слова М.Ю. Лермонтова «Оправдание» и « И скучно, и грустно», Гурилев чутко передает скорбную исповедь поэта.

Всего композитор сочинил 88 песен и романсов, около 30 фортепианных пьес, в том числе Концертную фантазию на тему из оперы Доницетти «Лукреция Борджиа» и Концертную фантазию на тему из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Творчество нашего замечательного соотечественника, в большей своей части забытое и в силу своей широкой доступности искаженное дилетантами–исполнителями, долгое время отвергалось профессиональной критикой. Между тем, оценка эта была неверной. Конечно, величие его современника Глинки несоизмеримо по величине с более скромным по своим масштабам творчеством Гурилева. Но Гурилев сумел в простой и доступной форме выразить то новое, что несла с собой культура того времени – внимание к внутреннему миру простого человека.

Русский композитор, скрипач, пианист и педагог скончался 11 сентября 1858 года, прожив 55 лет.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.