«Жалеть прошедшее, надеяться на будущее и никогда не удовлетворяться настоящим – вот моя жизнь»
П.И.Чайковский
Русский композитор Петр Ильич Чайковский родился на Воткинском заводе, Вятской губернии 25 апреля 1840 года в семье окружного горного инженера. Необычайный великолепный слух и музыкальная память очень рано проявились в мальчике и, получив от матери элементарные понятия о музыке, Петя уже в пять лет мог легко подобрать на фортепиано полюбившуюся мелодию.
В 1848 году семья Чайковских переехала в Петербург. Здесь мальчика определили в пансион Шмерлинга, где он и начал серьезно заниматься музыкой с пианистом Филипповым. Через два года Чайковский поступил в училище правоведения, в Петербурге. Занятия в училище шли успешно, много времени посвящалось и музыке, преподавателями которой были: К.Я. Карель, Ф.Д. Беккер и Г.Я. Ломакин. Одновременно, три года Чайковский занимался у известного в то время пианиста Р.В. Кюндингера.
В 1859 году Петр Ильич окончил училище правоведения и поступил на службу в департамент министерства юстиции. Сильное влечение к композиции и явный недостаток знаний по теории музыки заставили Чайковского приняться за изучение гармонии у Н.И. Зарембы, который преподавал тогда, в 1861 году, в «музыкальных классах», при дворце Великой Княгини Елены Павловны. Но уже на следующий год открылась петербургская консерватория, и Чайковский становится учеником по классу композиции у А. Рубинштейна, основателя консерватории. Профессор Заремба преподавал Чайковскому гармонию и контрапункт. Весной 1863 года Петр Ильич покидает службу в департаменте юстиции и полностью отдается любимой музыке.
В декабре 1865 года консерватория была успешно окончена с серебряной медалью, и вскоре Чайковский переехал в Москву, чтобы занять должность преподавателя гармонии московского отделения Российского музыкального Общества. В сентябре того же года это учебное заведение было преобразовано в Московскую консерваторию.
Здесь в Москве Чайковский сближается с А.Н. Островским, П.М. Садовским и Н.Г. Рубинштейном. Артистический кружок, собиравший в доме Пукирева на Тверском бульваре лучшую часть интеллигентного общества Москвы, был тогда центром притяжения артистов, музыкантов и писателей. Чайковский был активным участником этого кружка.
Первый большой успех на композиторском поприще пришел к Чайковскому в 1868 году, когда в Москве под управлением Н. Рубинштейна была исполнена его Первая симфония «Зимние грезы» Успех превзошел все ожидания. После концерта Чайковский вместе с друзьями отправились ужинать в московский трактир Гурина. Композитор был тогда крайне взволнован и возбужден. После короткого тоста Н.Г. Рубинштейна за здоровье автора, Чайковский со всеми перецеловался и потом разбил все бокалы, «чтобы, – сказал он, – никто уже не мог пить из этой посуды после только что провозглашенного тоста».
Главной причиной, по которой Чайковский считал Москву как бы своей родиной, своим естественным убежищем, и куда он возвращался, как домой после своих странствований, были отношения искренней дружбы ближайших к нему по консерватории людей, отношения сравнимые с родственными. Тем более им показалось странным, что, решив жениться, Чайковский держал эту новость в строжайшей тайне от них. Это случилось весной 1877 года. Композитор работал тогда над сочинением оперы «Евгений Онегин». Искренне любя Чайковского и высоко ценя его значение для искусства, друзья были серьезно озабочены последствиями изменившегося житейского положения Петра Ильича. И волновались они, как оказалось, не зря. В конце сентября он пришел в консерваторию к началу утренних занятий очень расстроенный и сказал, что его немедленно вызывает в Петербург Э.Ф. Направник, и когда возвратится, он не знает. Через несколько дней в Москве стало известно, что тотчас по приезде в Петербург Петр Ильич заболел сильнейшим нервным расстройством. Известный тогда петербургский врач-психиатр Балинский решительным образом высказался за немедленную необходимость полной разлуки супругов навсегда, и против каких либо связей в будущем. Брат Чайковского Анатолий Ильич спешно увез его в Швейцарию, а затем в Италию и постепенно композитор пришел в себя. Здоровье его поправилось, и он вновь стал успешно работать.
Ко времени описываемых событий относится знакомство композитора с госпожой фон-Мекк, вдовой известного крупного железнодорожного деятеля. Через консерваторского ученика Петра Ильича – Котека она обратилась к композитору с просьбой сделать несколько переложений его сочинений для скрипки и фортепиано. Просьба была исполнена, и это послужило началом необычайно странной и длительной дружбы, Чайковского и госпожи фон-Мекк. Главной особенностью этой дружбы было то, что они не виделись иначе, как в толпе и случайно встречаясь на улице, в театре или концертном зале не обменивались ни единым взглядом приветствия, сохраняя вид совершенно чужих людей. Они общались лишь письменно и никогда в жизни не слышали голоса друг друга. Чайковский подолгу жил в ее имениях в России. Иногда за границей фон-Мекк снимала квартиру для композитора поблизости от своего жилья. Сохранившаяся обширная, многолетняя и удивительная переписка между ними представляет небывалый интерес.
Так вот тогда, после неудачной женитьбы Петра Ильича, когда его, совершенно больного брат увез за границу, и когда его денежные дела были в крайне плачевном состоянии, Надежда Филаретовна фон – Мекк взяла на себя заботы о его материальном благосостоянии, и выделила ему субсидию в 6000 тысяч рублей в год впредь до лучших времен. Это, несомненно, позволило Чайковскому, не отвлекаясь, заниматься творчеством.
На первой странице партитуры Четвертой симфонии, посвященной фон-Мекк, Чайковский написал: «Моему лучшему другу».
Композитор всегда много работал и создал огромное множество замечательной музыки во всех жанрах. В 1891 году он с успехом концертировал в США, а летом 1893 года был избран почетным доктором Кембриджского университета.
Последним творением великого композитора стала его шестая симфония. По его плану первая часть должна была олицетворять деятельную страсть, вторая – любовь, третья – разочарование, четвертая – смерть. Чайковский назвал симфонию «Патетической». Премьера симфонии состоялась в Петербурге 28 октября 1893 года, а спустя девять дней композитор неожиданно умер. Ему было 53 года. Официальной причиной смерти была названа холера. Однако при прощании с телом покойного никаких мер обычной предосторожности в таком случае не было соблюдено. Гроб стоял открытым, и все могли, прощаясь, поцеловать покойного. Все это было, по меньшей мере, странным. Тем более, что, прощаясь с друзьями в Москве, перед отъездом в Петербург, он говорил, что чувствует себя прекрасно, как никогда…
Известно, что Петр Ильич Чайковский придерживался нетрадиционной ориентации. И другая версия его кончины связана именно с этим. По этой версии, Чайковский через неделю после премьеры был срочно вызван во дворец, и за интимную связь с юношей царской фамилии ему было жестко предложено поступить, как подобает дворянину. Придя затем домой, композитор принял смертельного яду и вскоре скончался в страшных мучениях.
О Чайковском и его творчестве написано несколько сотен книг. Иногда очень трудно различить за огромным потоком превосходных восклицаний в них истинного человека со своими слабостями и невероятными душевными терзаниями. А он был именно таким – наш великий маэстро.
Виктор Каширников