«Время, проведенное от восьми до одиннадцати вечера
шестого текущего месяца, надолго запомнится любителям музыки,
а также уважаемому маэстро Джузеппе Верди,
потому что одним оно доставило необыкновенное наслаждение,
а другому принесло такой великолепный, такой торжественный триумф,
что он определенно станет одним из самых блистательных моментов в его жизни»
Римская газета «Ривиста», ноябрь 1844 год.
Великий итальянский оперный композитор XIX века Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в местечке Ле Ронкола, неподалеку от города Буссето, в северной Италии. Его родители Карло Верди и Луиджиа Уттини содержали единственный местный трактир с «привилегией на торговлю спиртным». У задумчивого и не по летам серьезного мальчика страсть к музыке обнаружилась с раннего детства. Он заслушивался игрой бродячих скрипачей, и однажды один из них обратил внимание на восторженную внимательность мальчика. Вот он-то и посоветовал родителям непременно обучать сына музыке. Вскоре Джузеппе стал заниматься у местного органиста П. Байстрокки, который дал ему начала музыкальной грамоты и не переставал удивляться, как этот мальчишка все схватывает на лету. Позднее, когда Джузеппе окончил начальную школу, в его судьбе принял участие Антонио Борецци, оптовый торговец специями и спиртными напитками в Бусетто. Борецци записывает мальчика в городскую музыкальную школу и поручает заботам своего старого друга Фердинанда Провези, директора этой школы, церковного органиста и инструктора Филармонического общества в Бусетто.
Между учителем и учеником сразу же установилась тесная дружба. Учеба проходит успешно, и к 15 годам Джузеппе уже сам преподает в музыкальной школе Бусетто, играет на органе в городском соборе и дирижирует оркестром. Тогда же появляются и первые сочинения Верди. Это марши, танцы, романсы и церковная музыка. Теперь Джузеппе хорошо понимает, что ему просто необходимо продолжить музыкальное образование. Но для нормальной учебы в Миланской консерватории нужны деньги – 600 лир в год. И здесь опять помогает Антонио Борецци и пармская герцогиня Мария Луиза. И вот жарким летом 1832 года 18-летний Верди приезжает в Милан. Однако, на его беду, приемного экзамена в консерваторию он не выдерживает. А причина была в том, что приемная комиссия во главе с Франческо Базили сочла, что молодой человек вышел из возраста, да и не проявил на экзамене каких-то особых, исключительных способностей. До конца своих дней высокомерный и робкий крестьянин из Ле Ронколе не забудет этого провала, который считал оскорблением. И тем профессорам, которые провалили его тогда, он не простит, но предпочтет вслух не вспоминать об этом экзамене.
Непредвиденный удар этот сделал Верди еще более замкнутым и угрюмым, с преувеличенной заносчивостью самоучки. Он и слышать больше не хочет о профессорах, дипломах, аттестатах и экзаменах. Появились сомнения в правильности выбора карьеры музыканта. И все же он решает не отступать. Неудача не останавливает его желания заниматься музыкой, и он проявляет еще большее упорство, упорство, которое поистине не имеет границ. Верди начинает заниматься с Винченцо Лавиньей, известным оперным композитором, преподавателем сольфеджио в консерватории и работающим в театре «Ла Скала». Почти четыре года он ожесточенно трудится и лишь изредка сочиняет музыку.
В 1836 году Верди возвращается в Бусетто и возглавляет музыкальную жизнь в этом городке. Он устраивает концерты, дирижирует симфоническими и духовыми оркестрами. В мае состоялась его женитьба на дочери Антонио Борецци, его покровителя.
Все складывается неплохо. Верди пишет свою первую оперу «Оберто». В 1839 ее, правда, после долгих проволочек, ставят, наконец, в театре «Ла Скала». Постановка имеет некоторый успех. К этому времени композитор – счастливый отец двух детей. Но семейная идиллия длится недолго. 1840 год оказывается для Верди роковым: едва он оправился от тяжелой болезни, как один за другим умирают дети, а вслед за ними и их мать, жена композитора Маргарита. Верди остается один в состоянии сильной психической подавленности. И вот в таком состоянии он вынужден, согласно договору, сочинять «оперу-буфф». В результате опера «Король на день» оказалась не слишком веселой и была беспощадно освистана.
Как бы ни складывалась беспощадная судьба, композитор верит в свои силы и талант. Он твердо знает, что нужно для успеха его музыки. В том же Милане 9 марта 1842 года его опера на библейскую тему «Набукко» прошла с грандиозным небывалым успехом. Опера просто потрясла слушателей, вынудила их бешено аплодировать и кричать от восторга. Каждый вечер она шла при переполненном зале. Сам Доницетти, прослушав ее, сказал тогда: «Это прекрасно! Это великолепно!»
Постановка оперы «Набукко» стала началом триумфального многолетнего успеха почти всех сочинений гениального Верди. Им были написаны 32 оперы. Удивительны и разнообразны они по своим сюжетам. Композитор внимательно и строго относился к их либретто. Особо выделяются его оперы: «Риголетто» поставленная в Венеции в 1851 году, «Трубадур», прошедшая на сцене впервые в театре Апполо в Риме в 1853 году, «Травиата», премьера которой состоялась в Венеции весной 1853 года, «Аида», написанная по заказу египетского хедива Измаила–паши для празднеств в Каире по поводу открытия Суэцкого канала. Премьера ее состоялась в Каире в декабре 1871 года. Здесь она произвела настоящий фурор. А в Италии, после ее первого представления в 1872 году, были устроены грандиозные овации, и композитор 30 раз вызывался на сцену.
Уникальным в творчестве Джузеппе Верди явилось и то, что после 14 лет молчания, когда ему было уже 74 года, он создал свою замечательную оперу «Отелло», а затем, еще через шесть лет была написана его последняя опера «Фальстаф». Мне кажется это неоспоримым свидетельством громадной жизнеспособности, неукротимой воли и мысли великого Верди. Нельзя не сказать здесь, что до сих пор многие театры во всем мире ставят оперы великого маэстро.
В Италии искренне любили его. Он был их национальным героем. В декабре 1900 года Верди из своего поместья неподалеку от Бусетто, приезжает ненадолго в Милан. Но неожиданно здесь 21 января его настигает правосторонний паралич. Сразу же принимаются меры, но никаких иллюзий нет. Врачи бессильны.
Через восемь дней на рассвете первые повозки проезжают, как обычно, по центральным улицам города. У гостиницы «Милан» они замедляют ход, чтобы не шуметь, и тихо едут по соломе, которую постелили тут по распоряжению Коммуны, чтобы городской шум не беспокоил Великого Старца, а он, теперь уже, одетый в черный костюм, уснул навсегда.
Виктор Каширников