В январе 1949 года в одном из престижных американских литературных журналов, на самом видном месте было помещено открытое письмо Арнольда Шенберга с гневным протестом против незаконного использования изобретенного им метода композиции с двенадцатью тонами в только что вышедшем романе Томаса Манна «Доктор Фаустус». Его возмутило то, что герой романа фигурирует в качестве создателя той системы композиции, которая призвана опрокинуть нормальное музыкальное мышление и разрушить обаяние настоящей музыки.
Австрийский композитор, глава так называемой «новой венской школы», Арнольд Шёнберг родился в 1874 году в Вене, в семье небогатого купца. В детстве учился играть на скрипке и виолончели и тогда же начал сочинять музыку. Принципиально отвергая классическое музыкальное образование, он много занимался самостоятельно, изучал музыку классиков, и сочинял в свободное время камерную музыку, подражая Брамсу и Вагнеру. Позднее, большое влияние на Шенберга, как композитора оказал А. Цемлинский, дававший ему уроки полифонии. После смерти отца, Шенберг с 1891 по 1895 работал в банке, а после его закрытия, стал руководить хоровой ассоциацией рабочих металлургов. В 1901 году Шенберг женился на Матильде Цемлинской и тогда же принял предложение Эрнеста Вользогена возглавить оркестр «Buntes Theater» в литературном кабаре в Берлине. В 1903 году Шенберг вернулся в Вену, где стал преподавать в «Reformshule» доктора Евгения Шварцвальда. А.Берг, Е.Штейн, А. Веберн и Е.Веллес были его учениками. А директор королевской Венской оперы Густав Малер, стал его другом и активно поддерживал.
Большой успех Шенбергу приносит исполнение в Лондоне в 1912 году его пяти пьес для оркестра.
Лето 1922 года Шенберг проводил близ Залькаммеруга вместе с несколькими своими учениками. Однажды, во время прогулки, он вдруг объявил: «Я сделал открытие, способное обеспечить превосходство немецкой музыки в веках». Речь шла о совершенно новом методе композиции. Шенберг исходил из основной предпосылки о полном равенстве между собой всех двенадцати полутонов хроматического звукоряда, ни один из которых не имеет преимуществ перед другим. Он отрицал взаимозависимость и тяготение звуков одного к другому и к основному тону, который, естественно упраздняется так же, как и функции доминанты и вводного тона. Основой музыкальной композиции становится «ряд» или «серия» из всех двенадцати тонов октавы, заменяющая по мысли Шенберга, ладовую основу, дающая материал для построения мелодии, гармонии, полифонии и форм.
Между 1921 и 1924 годами появляются его первые сочинения, написанные в новой технике двенадцатитоновой композиции.
В 1923 году умирает его жена Матильда, от которой у него остается двое детей. Через год он женится на Гертруде Колиш.
В 1925 году Шенберг переезжает в Берлин, где становится во главе кафедры композиции Высшей музыкальной Академии. Слава о его педагогическом таланте распространяется за пределы Германии и Австрии. К нему приезжают ученики из многих стран. На протяжении нескольких лет, до своего вынужденного отъезда из Германии в 1933 году, он пишет ряд хоровых и камерных партитур, утверждая в каждой из них новые технические элементы, развивающие его метод. А в мае 1933 года Шенберг по личному приказу Геббельса, как «неариец», был снят с должности профессора композиции Высшей школы музыки и вынужден был оставив все, срочно бежать за границу. В ноябре 1933 года Шенберг навсегда покинул Европу и поселился в Америке. Здесь им написаны: Скрипичный концерт, Четвертый струнный квартет, «Ода Наполеону», Струнное трио, оратория «Свидетель из Варшавы», опера «Моисей и Аарон» и некоторые другие произведения. Он умер в Калифорнии в1951 году.
Виктор Каширников