Джованни Грегорио Котальдо Паэзиелло родился 5 мая 1741 года в Таранто. Музыкальное образование получил в школе иезуитов и продолжил его в консерватории «Сант-Онофрио» вначале под руководством Дуранте, а затем – Котумаччи. Как композитор Паэзиелло был популярен не только в Италии, но и в Германии, где его произведения исполнялись с немецким текстом.
Начал он свою блестящую карьеру двумя комическими операми для театра в Болонье – «La pupilla» и «Il mondo al rovercio», которые имели огромный успех и принесли ему известность. Этот первый успех побудил Паэзиелло главным образом работать над созданием опер. В течение своей жизни он написал их около ста. Им были написаны оперы различных жанров для театров Неаполя, Милана, Флоренции, Рима и Петербурга.
В 1776 году Паэзиелло был приглашен в Россию в качестве композитора и капельмейстера итальянской придворной оперы. Восемь лет он находился в России, написав за это время около десяти опер и множество кантат. Несколько фортепианных пьес были написаны для великой княгини Марии Федоровны, жены наследника престола Павла. Княгиня брала у Паэзуэлло уроки, и для нее он сочинил учебное пособие – «Правила хорошего аккомпанемента на клавесине».
Дебютировал Паэзиэлло в Петербурге оперой «Ниттетти». Затем были поставлены «Ахилл на Скиросе» и «Алкид на распутье». В 1781 году в Царском селе состоялась премьера его оперы «Служанка – госпожа», а годом позже в Петербурге был поставлен «Севильский цирюльник». Некоторые из ранее созданных произведений были переработаны Паэзиелло для русской сцены. Опера «Лунный мир» исполнялась на открытии Каменного театра в Петербурге в 1783 году. Композитор много писал инструментальной музыки для придворных празднеств, принимал участие в «домашних» концертах во дворце, где аккомпанировал замечательно певшей фрейлине Екатерины II Синявиной. Покровительствовало итальянскому композитору семейство Воронцовых.
В 1786 году Паэзиелло возвратился, наконец, на родину в Неаполь. Здесь он становится капельмейстером придворной капеллы и остается на этом месте в течение шести лет. После своего отъезда из России, Паэзиелло не только не ослабил дружеских связей с представителями российской знати, но и был для них за границей своего рода «музыкальным агентом», пересылал ноты, сообщал последние музыкальные новости, всячески старался помочь.
В 1792 Паэзиелло был приглашен Наполеоном в Париж в качестве директора капеллы Тюльери. Здесь была поставлена его опера «Прозерпина», не имевшая успеха и холодно принятая французским музыкантами. Неприемлемые условия службы, и, отчасти, реакция на поставленную оперу, заставляют композитора возвратиться в Неаполь, на прежнее место капельмейстера придворной капеллы. Политические события в Италии 1815 года становятся причиной его отставки со службы, хотя ему и было сохранено капельмейстерское жалование. 74-летний композитор не смог справиться с таким ударом судьбы и в 1816 году умер.
Необходимо напомнить здесь о том, что Паэзиелло известен и как композитор церковной музыки. Он написал ораторию на страсти Господни, Рождественскую пастораль, два реквиема, три большие оркестровые мессы и около тридцати небольших четырехголосных месс.
Виктор Каширников