В конце 18 века, в эпоху, когда музыкальная жизнь в России была самым тесным образом связана с итальянской и французской операми, а во главе ее стояли приглашенные иностранцы, на отечественном небосклоне ярко просияла новая звезда. К операм этого композитора писала либретто сама великая империатрица Екатерина II. Он был другом Державина и отличался полным неприятием несправедливости и насилия царившими в то время. А звали этого человека – Евстигней Ипатович Фомин.
Он родился 5 августа 1761 года в Санкт-Петербурге в семье канонира полковой артиллерии Тобольского пехотного полка. Повидимому, ребенок рано проявил свои художественные наклонности, потому что на шестом году от роду он был зачислен в списки питомцев недавно открытой Академии художеств. Здесь в течение девяти лет воспитанникам Академии предстояло пройти общеобразовательную подготовку. Преподавались: закон божий, русский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, география, история, физика, естествознание, архитектура. И только пройдя такую подготовку, воспитанник Академии приступал к специальному изучению избранного вида искусства, на что уходило еще шесть лет. В числе прочих классов, имелся и специальный класс музыкальной композиции. В 1782 году Фомин с отличием окончил Академию художеств и был отправлен в Италию для продолжения музыкального образования. В Болонской Филармонической Академии Фомин учился три года. Он был одним из лучших учеников знаменитого для того времени контрапунктиста падре Мартини, у которого получил хорошее знание контрапункта и пополнил свое музыкально-историческое образование. 29 ноября 1785 года, на Заседании Совета Болонской Филармонической Академии, Евстигней Фомин был избран членом этой академии.
По возвращении из Италии Фомин поселяется в Санкт-Петербурге. В 1786 году он пишет по заказу императрицы Екатерины II музыку к ее произведению «Новгородский Богатырь Боеславович». Эта комическая опера Фомина в первый раз была поставлена в Эрмитажном театре в ноябре 1786 года. Сюжет и образы русской былины, представляют собой историю о ссоре, побоище и примирении с новгородцами богатыря, кутилы и буяна Василия Буслаева. В опере балетными средствами были представлены не только танцы и пляски, но кулачный бой и народная свалка. За этой оперой последовала другая, на либретто теперь уже самого Фомина, «Ямщики на подставе». В ней композитор широко использовал русские народные песенные мелодии. С 1788 по 1800 год Фомин написал еще пять опер и среди них «Орфей и Эвридика», где в полной мере проявились выдающиеся способности композитора. Он решил здесь одну из важнейших задач, стоявших перед русским музыкальным искусством того времени: ему впервые удалось овладеть большой трагической темой и показать то, что русская музыка уже не ограничивается жанрово-бытовой тематикой, а смело вторгается в мир больших идей и глубоких чувств.
Здесь следует вновь напомнить, что в то время в России во главе музыкальной жизни столицы оставались иностранцы. Доминировали постановки итальянской и французской опер. И несмотря на Высочайший Указ Екатерины II графу Олсуфьеву от 12 июля 1783 года: «со временем достигнуть во всех мастерствах (искусствах) по театрам нужных замены иностранцев своими природными», еще долгое время «замены» такой не было и продолжали руководить развитием оперной музыки в России приглашаемые иностранцы. На этом фоне жизненный путь Фомина оказался нелегким. Его дарование пришлось буквально «не ко двору» в русской столице. Творчество его не было принято императрицей и ее приближенными. Почетом пользовались иностранные маэстро, авторы торжественных гимнов и ораторий, и Фомину пришлось добывать средства к жизни работой аккомпаниатора и педагога. Лишь незадолго до смерти академик Болонской Академии Евстигней Фомин, получил скромное место репетитора оперных партий. В конце апреля 1800 года, на 39 году жизни, композитор скончался.
Традиционно равнодушное к своим гениям, российское общество осталось и тут безразличным к этой утрате. Не было даже ни одного отклика в печати. И до сих пор лишь несколько строчек в музыкальной энциклопедии напоминают нам о том, что в России жил и писал замечательную музыку русский композитор Евстигней Фомин.
Виктор Каширников