rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Дмитрий Степанович Бортнянский


На фоне помпезных, внешне эффектных оперных спектаклей екатерининского двора, стали вдруг выделяться утонченные, изящные оперы Дмитрия Степановича Бортнянского – одного из самых выдающихся русских композиторов XVIII века. Созданные для придворной сцены, эти произведения по своим художественным достоинствам выходили далеко за рамки придворного искусства. Как же складывалась судьба, и формировалось мировоззрение этого удивительного талантливого человека?

Дмитрий Степанович Бортнянский

Дмитрий Степанович Бортнянский родился в августе 1751 года в Глухове, Черниговской губернии. Обладая с детства прекрасным голосом, он обратил на себя внимание и был привезен в Петербург, в придворную певческую капеллу, где настолько выдвинулся, что императрица Елизавета поручила директору капеллы заняться его музыкальным образованием. Занятиями Бортнянского по теории музыки руководил Галуппи до самого своего отъезда в Италию. Вступившая на престол императрица Екатерина II пожелала, чтобы Бортнянский докончил свое музыкальное образование за границей, и семнадцатилетний юноша был отправлен в Венецию к своему прежнему учителю. Продолжая свои занятия с Галуппи, Бортнянский по совету своего профессора ездил с научной целью в Рим, Милан, Болонью и Неаполь. Ко времени пребывания Бортнянского в Италии относятся его сонаты для клавесина, отдельные хоровые сочинения, две оперы и несколько ораторий.

В 1779 году Бортнянский возвратился в Россию. Его сочинения, поднесенные императрице Екатерине II, произвели сенсацию, – Бортнянский был удостоен звания композитора придворной капеллы и пожалован денежной наградой. В 1796 году он был назначен директором придворной певческой капеллы. Заведуя капеллой, Бортнянский обратил внимание на комплектование хора лучшими голосами России, довел хор до высокого совершенства исполнения и энергично противодействовал распущенности пения в православных церквах. Порядок в церковном пении был установлен постановлением Святого Синода, по которому предписывалось петь в церквах только по печатным нотам и только сочинения одобренные самим Бортнянским. Он сделал также попытку разработать древние напевы русского церковного пения, но, к сожалению, эти труды его не достигли цели.

В годы наполеоновского нашествия Бортнянский создал ряд произведений, посвященных русскому воинству. Среди них замечательная хоровая песня « Певец во стане русских воинов» на слова В. А. Жуковского.

Истоки хоровой музыки Бортнянского глубоко самобытны. Именно в этом жанре наиболее отчетливо вырисовывается уникальный творческий облик русского мастера. Он оставил нам свыше ста хоровых сочинений, 35 концертов, 8 духовных трио с хором, трехголосную литургию, 7 херувимских и 20 мелких духовных песнопений, собрание духовных псалмов, 4-х голосные и 2-х голосные хвалебные песни. Лучшими концертами Бортнянского считаются: « Скажи ми, Господи, кончину мою», « Да воскреснет Бог», «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи». Особой знаменитостью пользовались его «Херувимские» и из них самой любимой у современников была его «херувимская» №7.

Дмитрий Степанович Бортнянский

К лучшим произведениям Дмитрия Степановича следует отнести и ре-минорный концерт №33 «Вскую прискорбна еси душе моя» – произведение огромной, завораживающей выразительной силы. Концерт этот, исполненный по просьбе Бортнянского в последние часы его жизни певчими Придворной капеллы, был для композитора своего рода реквиемом. Он прозвучал 28 сентября 1825 года.

Виктор Каширников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *