В Пражской консерватории, в классе этого композитора, сформировалось несколько десятков музыкантов. Авторитет учителя был столь велик, что даже те, кто у него не обучался, стремились избрать его образцом себе. Учителем этим был – Антонин Дворжак.
Он родился 8 сентября 1841 года в деревне Нелагозевес у берегов Влтавы, неподалеку от Праги. Отец его – мясник по профессии – как мог, старался прокормить большую семью, в которой было восемь детей. Антонин был старшим из них, и старался во всем помогать отцу. Он два года проработал на городской бойне в Злонице, куда переехала семья. Но еще с ранних детских лет у мальчика возникла непреодолимая страсть к музыке. Антонин играл на скрипке, учился играть на альте и органе.
В 1857 году шестнадцатилетний Дворжак был принят в пражскую Органную школу. Руководил школой крупный чешский теоретик музыки, автор пяти опер Франтишек Зденек Скугерский, который считался наиболее авторитетным воспитателем творческой молодежи. Вскоре Антонин поступает альтистом в один из оркестров и принимает участие в исполнении произведений разных авторов: Моцарта, Бетховена, Шумана, Вагнера и других. С 1867 года он работает уже в оркестре оперного театра. Десять лет проведенных здесь очень много дали Дворжаку. Это был период настойчивых творческих исканий. Бетховен, Шуберт, Вагнер и Лист являлись в те годы любимыми композиторами Дворжака. Он пишет в это время множество произведений самых разных жанров. Однако практически все написанное он позже уничтожает. Сохранились случайно лишь четыре симфонии и вокальный цикл «Кипарисы», содержащий 18 песен.
В 1875 году в связи с бедственным материальным положением, Дворжак обращается с ходатайством о предоставлении ему государственной стипендии. В составе венского жюри, утверждавшего кандидатуры стипендиатов, был Иоганнес Брамс. С удивительной теплотой он отнесся к просьбе чешского музыканта, добился необходимой денежной премии и, кроме того, рекомендовал его своему издателю. Вскоре состоялось и личное знакомство Дворжака с Брамсом. Ни к кому из композиторов, его современников, Брамс не относился так сердечно, как к Дворжаку. Он следил буквально за каждым его шагом, оказывал безграничную поддержку своему другу, а иногда даже правил корректуру его сочинений.
В конце семидесятых годов были созданы прославившие Дворжака на весь мир «Славянские танцы». Лучший венский дирижер Ганс Рихтер стал систематически включать в свои программы его произведения. Дворжак же впервые встал за дирижерский пульт в Праге в 1878 году. А в 1884 году с триумфом проходят его гастроли в Лондоне. С этого времени, девять раз он выезжал с концертными программами в Англию, и всякий раз успех сопутствовал композитору. Кембриджский университет присуждает ему почетное звание, доктора наук.
Важным событием в биографии Дворжака явилось знакомство его с Чайковским. По возвращению на родину Петр Ильич начал хлопотать о вызове Дворжака на гастроли в Россию. Они состоялись в 1890 году. В авторских концертах, прошедших с огромным успехом в Москве и Петербурге, Дворжак исполнил Первую и Третью симфонии, Симфонические вариации на собственную тему, Славянскую рапсодию и другие свои произведения. Возвратившись на родину, он возглавил композиторский класс в Пражской консерватории, где преподавал с перерывами около десяти лет.
В 1892 году Дворжак отправляется в Соединенные Штаты, куда его пригласили для работы в качестве дирижера и руководителя Нью – Йоркской консерватории. В обязанности его входили ежедневные трехчасовые занятия по композиции и инструментовке. Кроме того, ежегодно, в течение восьми месяцев, он должен был дать четыре концерта со студенческим оркестром в Нью-Йорке, и шесть – в других американских городах. Здесь, в Америке, у него созрел замысел новой симфонии. Эта последняя и самая популярная симфония Дворжака, которую он назвал «Из Нового Света». Премьера ее состоялась в 1893 году в Нью-Йорке под руководством дирижера Антона Зейдля, и сопровождалась триумфальным успехом. В Америке создано и другое выдающееся произведение Дворжака – виолончельный концерт h-moll, окончательная редакция которого была завершена уже по возвращению на родину. В 1900 году он написал оперу «Русалка» – поистине классическое произведение чешского музыкального театра. После премьеры, состоявшейся в 1901 году, Дворжаку суждено было прожить уже недолго: он скончался от кровоизлияния в мозг 1 мая 1904 года.
Виктор Каширников