«Я был бы много счастливее написать одну оперу для Парижа, нежели для всех вместе театров Италии. Ибо, в каком другом месте мира художник, желающий писать подлинно драматическую музыку, может найти более мощные вспомогательные средства, нежели в Париже? Здесь у нас, прежде всего, нет хороших текстов, а публика ценит лишь один из видов музыки. В Париже, наоборот, можно найти выдающиеся либретто, и публика восприимчива для любого рода музыки, если только она гениально сделана. И поэтому для композитора там открывается совсем иное поле деятельности, нежели в Италии».
Так писал крупнейший деятель романтического музыкального искусства Франции середины XIX века Мейербер. Впитав в своем творчестве лучшие традиции французской культуры, он создал на этой основе искусство непреходящего значения.
Джакомо (Яков) Мейербер родился 5 сентября 1791 года в Берлине. Настоящая его фамилия была Бер; приставка же Мейер произошла от фамилии родственника, состояние которого он унаследовал. Мейербер происходил из богатой еврейской семьи, и родители его ничего не жалели, чтобы дать своему сыну блестящее образование. Музыкальное дарование обнаружилось у ребенка весьма рано, и учителями его были: на фортепиано – Франц Лауска и Клементи и по теории музыки – Цельтер, а позднее – знаменитый теоретик – аббат Фоглер, у которого Мейербер занимался в течение двух лет совместно с Вебером и Генсбахером. Одним из первых произведений Мейербера стала опера «Обет Иевфая», которая была исполнена в 1811 году в Мюнхене без особенного успеха. Вторая его опера «Алимелек» была поставлена в Вене в 1814 году, а позднее в Праге и Дрездене. В Вене Мейербер встретился с Гуммелем, который так восхитил его своей игрой, что он принялся усиленно заниматься на фортепиано и вскоре начал выступать как виртуоз. По совету Сальери, Мейербер отправился в 1815 году в Италию, чтобы научиться писать для пения. Там он познакомился с операми Россини и понял, чего ему не хватает как оперному композитору. Быстро усвоив итальянскую манеру письма, Мейербер начинает выступать в Италии как оперный композитор, Одна за другой следуют его оперы, которые пользуются неизменным успехом. «Ринальдо и Константа» (Падуя, 1815 год), «Узнанная Семирамида» (Турин, 1819 год), «Крестоносец в Египте» (Венеция, 1824 год) и еще несколько других.
В 1826 году сбывается давняя мечта Мейербера – он переселяется в Париж. Благодаря замечательной способности своего таланта ассимилироваться, Мейербер быстро познает сущность французской музыки и отныне, как композитор, в своих дальнейших операх соединяет мелодичность итальянской, гармонический склад немецкой и драматизм французской музыки. Его первая французская опера «Роберт – Дьявол», поставленная на сцене Большой оперы в Париже в 1831 году с громадным успехом, приносит Мейерберу небывалую славу. Не меньший, если не больший успех приносит поставленная в 1836 году на той же сцене опера «Гугеноты». Мейербер становится одним из самых видных и влиятельных деятелей артистического Парижа. Он безраздельно царит в театральном мире. Пресса, финансовые силы, театральные клакеры, закулисные связи – все обязательные атрибуты успеха теперь во власти Мейербера. После постановки оперы «Гугеноты» в Берлине в 1842 году, король прусский Фридрих Вильгельм IV, жалует Мейерберу титул «Генерального музыкального директора» и он переселяется на жительство на свою родину, в Берлин. Здесь в 1843 году Мейербер ставит оперу «Лагерь в Силезии», большую часть музыки которой, он использует потом для своей оперы «Северная звезда», поставленной в Париже в 1854 году.
Еще в 1838 году Мейербер начал писать оперу «Африканка», но затем оставил ее, увлекшись другими сюжетами. Однако желание закончить эту оперу, не покидало композитора долгие годы, и в 1864 году он, наконец, ее написал. Тогда же в Париже должна была состояться ее премьера, и руководить репетициями своей последней оперы приехал сам маэстро. Ничто не предвещало беды. Однако, судьба распорядилась так, что неожиданная смерть композитора, отодвинула премьеру на целый год. Она состоялась в Париже лишь в1865 году, уже после этого печального события.
Виктор Каширников