«Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины века текущего столетия составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут шумановским». Так говорил о творчестве Шумана его современник, П.И.Чайковский.
Слушать музыку Шумана – ни с чем не сравнимое удовольствие. Она пронизана беспокойным мятежным духом с одной стороны и наполнена поэтической мечтательностью с другой. Часто фигурируют в литературных и музыкальных произведениях Шумана два автобиографических героя. Пылкий и иронический Флорестан и юный элегический поэт и мечтатель Эвсебий, олицетворяя собой, отчасти, две стороны личности самого композитора. Бурные порывы к недосягаемо прекрасному и сменяющая их идея томления по неосуществимому. Многие исследователи его творческой биографии связывают это неразрешимое противоречие двух начал в одном человеке с печальным финалом его жизни – разрушением его психики.
Роберт Шуман родился в Цвикау 8 июня 1810 года. Отец его, успешный книготорговец и издатель, обладая достаточными средствами, стремился дать своему сыну всестороннее образование. Музыкальные дарования проявились у мальчика довольно рано и он в возрасте семи лет начал брать уроки игры на фортепиано у бакалавра И.Г. Кунцша. Видя успехи сына и подметив в нем способность к импровизации, отец решил дать ему сразу хорошего руководителя и с этой целью написал К.М.Веберу, попросив его принять сына в число своих учеников. Хотя Вебер и выразил на это свое согласие, по неизвестным причинам дело расстроилось, и Шуман стал учиться в гимназии, которую и окончил в 1828 году. Исполняя желание матери, в том же году он поступил на юридический факультет лейпцигского университета. Но юридические науки мало интересовали Шумана, и он всецело окунулся в водоворот лейпцигской музыкальной жизни, стал брать уроки игры на фортепиано у лучшего в Лейпциге учителя Фридриха Вика, пробовать свои силы в композиции. В следующем году Шуман перешел в гейдельбергский университет. Но и в Гайдельберге он больше занимается музыкой, чем юриспруденцией. Здесь он сблизился с профессором юридических наук Тибо, глубоким знатоком музыки. Тибо оказал большое влияние на развитие музыкального вкуса Шумана. Знакомство это окончательно склонило молодого человека к избранию музыкальной карьеры. Получив, наконец, от матери разрешение посвятить себя музыке, Шуман в 1830 году возвращается в Лейпциг и начинает занятия на фортепиано под руководством Фридриха Вика и берет уроки теории музыки и композиции у Кунцша. Шуман много и упорно работает. В 1831 году, вследствие усиленных упражнений он неожиданно повредил себе третий палец правой руки и вынужден был навсегда отказаться от карьеры пианиста – виртуоза. Теперь он еще с большим рвением принялся за изучение теории композиции под руководством Генриха Дорна. К этому периоду жизни Шумана относятся его сердечные увлечения. Он влюбляется в Эрнестину фон Фрикен, тоже ученицу Вика. Они даже обручились, но в 1835 году по обоюдному согласию соглашение это было расторгнуто. Охлаждению в отношениях Шумана с Эрнестиной фон Фрикен способствовало все более и более усиливающееся влечение композитора к Кларе Вик, дочери его бывшего учителя, которая не без помощи своего отца, становилась превосходной пианисткой. Эти сердечные увлечения нашли свое отражение в замечательной музыке Шумана.
В 1831 году Шуман впервые выступает как музыкальный критик, горячо приветствуя новую восходящую звезду – Шопена, по поводу вышедшей из печати его фантазии «Дон Жуан». В 1834 году Шуман принимает участие в основании музыкальной газеты, первый номер которой вышел 3 апреля 1834 года, и вскоре, на свой страх и риск, становится полновластным хозяином этого органа. Его статьи, полные увлечения, знания и силы убеждения, читались публикой с большим интересом. В них низвергались бездарности и горячо приветствовались молодые таланты, которым Шуман всегда оказывал поддержку.
В 1836 году Шуман сделал предложение Кларе Вик, но получил от ее отца отказ. Четыре года продолжалось противостояние возлюбленных воле отца Клары– Фридриха Вика. В 1840 году дело, наконец, закончилось судом, и молодым людям было позволено обвенчаться. Теперь в композиторской деятельности Шумана происходит переворот. До этого времени Шуман писал исключительно для фортепиано. Женившись на Кларе Вик, которую любил уже в течение многих лет, он замкнулся от окружавшего его мира и весь ушел в мир семейной жизни и в мир искусства. Следующие четырнадцать лет он удивительно плодотворно работает. За это время им создано 138 замечательных песен, несколько симфоний, 3 струнных квартета, оратория «Рай и Пери», романсы для женских голосов, опера «Геновева», и много других произведений в разных жанрах.
В 1845 году Шумана начала мучить ужасная нервная болезнь, первые признаки которой обнаружились еще в 1833 году. С ним делались слуховые галлюцинации. Слышался звучащий внутри головы один выдержанный тон, не дававший отдыха сначала целыми днями, а позднее и ночами. Это доводило Шумана до отчаяния. 7 февраля 1854 года Шуман внезапно покинул свою квартиру, где в это время находились его друзья (это было в Бонне), и с моста бросился в Рейн. Находившиеся поблизости лодочники смогли спасти его, но вскоре выяснилась его полная невменяемость. Шуман был помещен в психиатрическую клинику доктора Ф.Рихарца, где он и прожил еще два мучительных года, редко приходя в сознание. День 29 июля 1856 года, стал его последним днем на этой земле.
Виктор Каширников