Мишель Ришар Делаланд, один из наиболее известных французских композиторов эпохи Людовика XIV и самый знаменитый представитель Версальской школы, родился в Париже в 1657 году в семье бедного портного. Он стал пятнадцатым ребенком в семье. Благодаря чудесному голосу, которым он обладал в детстве, его приняли в хор королевской церкви S. Germain l’Auxerrois, где он обучался пению у Шаперона.
Занятия в хоре не помешали ему самостоятельно выучится играть на скрипке, клавесине, виолончели и многих других инструментах. Когда ему исполнилось 15 лет, из-за мутации голоса, он вынужден был оставить школу, но продолжал по прежнему занятия на клавесине и органе. Мишель жил некоторое время у своего родственника, который еженедельно устраивал концерты и молодой музыкант имел, таким образом, возможность выступать перед публикой в качестве скрипача. Однажды, на одном из таких концертов присутствовал его знаменитый современник, композитором Люлли, который скупо оценил талант молодого человека и его игру на скрипке признал посредственной. Горе солиста было безмерным и он, в сердцах, разбил свою любимую скрипку. Этот случай стал мощным стимулом в дальнейшем музыкальном развитии будущего композитора. Мишель энергично начал учиться играть на органе, совершенствуя и оттачивая технику, и сделал такие успехи, что через некоторое время получил предложение занять место органиста сразу в четырех церквях. Чем он и воспользовался. Затем он принял участие в конкурсе на должность королевского органиста. Здесь судьба снова свела талантливого музыканта с композитором Люлли, который был председателем этого конкурса. На этот раз он был более внимателен к претенденту, и признал Делаланда победителем, но конкурсанта нашли слишком молодым для такой почетной должности.
Здесь надо упомянуть, что, несмотря на молодость, Мишель был признан одним из лучших преподавателей игры на клавесине. У него занималась и дочь известного французского военного, маршала Ноеля. Через него Делаланд был представлен ко двору, и милостиво принят Людовиком XIV, который полюбил и оценил его талант и вскоре назначил Делаланда придворным преподавателем музыки, а затем возвел в должность управляющего придворной капеллой.
В 1683 году Мишель написал свой знаменитый мотет «Beati Quorum», принесший ему известность и славу. Вскоре он женится на придворной певице Анне Ребель. Рождаются две дочери. Семья переезжает в Версаль, в дом, построенный на подаренной ему самим Людовиком XIV земле. Без сомнения и сожаления он оставляет работу органиста в Парижских церквях и сосредотачивается на сочинении музыки. Казалось, жизнь композитора складывается удачно, однако судьба жестоко обходится с Делаландом. Эпидемия 1711 года уносит его двух девочек, отличавшихся музыкальным дарованием. А в скором времени, не пережив несчастья, скончалась и его жена. Это большое горе заставило композитора просить отставки, которую он и получил, награжденный пожизненной пенсией.
Его нежная и экспансивная натура не могла вынести одиночества, и, несмотря на свой преклонный возраст, в 1722 году он женится во второй раз на дочери хирурга де Конти, Мари – Луизе.
Французский композитор и органист скончался четыре года спустя, в 1726 году, в своем доме в Версале.
Творческое наследие Делаланда просто огромно. Все его можно условно разделить на светскую и религиозную музыку. Среди светской – более двадцати балетов и дивертисментов, рождественские симфонии и так называемые «Symphonie pour les soups du Rou». Здесь и «Версальские фонтаны» и «Деревенская свадьба», а также интермедии для комедий Мольера и Руссо.
Что же касается религиозной музыки, то она более универсальна. Это свыше семидесяти больших мотетов, сочинения на стихи Расина, мессы и «Мрачные наставления». Эти сочинения исполнялись очень большим, даже по современным представлениям, составом (до 120 участников), сгруппированным вокруг органа, и неизменно потрясали слушателей необычайной красотой музыки. Несколько столетий, практически до середины 19 века, мотеты Делаланда имели большую популярность.
Уже после смерти композитора, по приказу короля Людовика XV и на его деньги, были изданы в роскошных двадцати тетрадях, сорок самых знаменитых мотетов великого Делаланда.
Виктор Каширников