В 1840 году один из друзей подарил маленькому мальчику клавир «Дон – Жуана» Моцарта. Мальчиком этим был будущий французский композитор, органист, пианист и дирижер, Камиль Сен–Санс. Вот как он впоследствии вспоминал об этом. « Когда подумаю, что в пять лет мне сделали подобный подарок, мне кажется, что это была слишком большая смелость. А между тем, это была и чрезвычайно счастливая мысль. Каждый день, не думая об этом, я с удивительной легкостью, составляющей основное свойство детства, – впитывал в себя музыкальное содержание этой партитуры».
Шарль Камиль Сен–Санс родился в Париже 9 октября 1835 года в семье, которая была связана с искусством. Отец был незаурядным поэтом, мать – художницей, писавшей замечательные акварели, а бабушка, на долю которой пришлось воспитание мальчика, была пианисткой.
Чрезвычайно рано Сен–Санс уже сочинял танцевальные отрывки и мелодичные миниатюры. История музыки знает, пожалуй, только один подобный случай – Моцарта.
С 1843 года он занимался у К.Стамати (фортепиано) и П. Мальдана (гармония и контрапункт). Разумно руководимый своей семьей и учителями, мальчик дал свой первый концерт в возрасте десяти лет. Выступление состоялось в Париже, в зале Плейель 6 мая 1846 года. Через два года Сен–Санс поступил в Парижскую консерваторию, где занимался у Ф.Галеви по классу композиции, а у Ф.Бенуа учился игре на органе.
В 1852 году он представил на конкурс, организованный обществом св. Цецилии, «Оду» в ее честь, для голоса и оркестра, которая получила премию и была исполнена в том же году. Первый большой успех вселяет веру молодого музыканта в свои силы.
В 1853 году Сен–Санс становится органистом одной из больших церквей Парижа, а с 1857 года, он – органист в приходе св. Магдалины. Его импровизации на органе вызывают всеобщее восхищение. Как раз в это время Сен–Санс сумел привлечь к себе внимание публики и приобрести славу великого пианиста – виртуоза. Наступает момент, когда музыкант начинает вести многостороннюю, творчески активную деятельность. Он пишет много музыки.
Уже к 1870 году им были написаны четыре симфонии, три концерта для фортепиано, два – для скрипки, ряд увертюр, одна сюита, квинтет, трио, рапсодия для органа, несколько пьес для фортепиано, тарантелла для флейты и кларнета, сюита для виолончели, «Месса». «Рождественская оратория», «Кантата в честь Гоша», сцена из «Горация» на стихи Корнеля, «Свадьба Прометея», а также целый ряд вокальных произведений, духовных и светских хоров.
Эта обширная композиторская деятельность нисколько не мешала Сен–Сансу оставаться прекрасным виртуозом – исполнителем. Истинные знатоки его творчества на этой ниве, хорошо знали, как глубока и музыкальна его по-настоящему классическая игра. Великие мастера высказывали ему свое глубокое уважение. Он становится близок с Листом, А.Рубинштейном, Гуно, Полиной Виардо. Берлиоз сказал тогда о Сен–Сансе: «Это великий музыкант».
Перестав исполнять обязанности органиста, Сен–Санс перестал заниматься и церковной музыкой. После 1870 года он написал только одно произведение для церкви – прекрасный «Реквием». Зато в области инструментальной музыки он создал замечательные произведения, среди которых выдающееся место занимает Третья симфония, написанная и исполненная впервые в Лондонском филармоническом обществе в 1886 году. Прозвучавшая тогда, грандиозная симфония с органом, стала данью памяти личной дружбе Сен –Санса и Ференца Листа, длившейся около двадцати лет.
Во второй половине своей жизни Сен–Санс много путешествует по свету, почти каждый год проводит зиму в жарких странах: в Алжире, на Канарских островах, в Индокитае и Египте. Обилие впечатлений находит отражение в его «Алжирской сюите», фантазии на экзотическую тему «Африка», и многих других сочинениях последних лет.
Творения Сен–Санса – это искусство редкого совершенства. В них сказывается сразу и нежная рука, и хватка большого мастера. Как пианист и дирижер, он с неизменным успехом выступал во многих странах Европы, в России, в Северной Африке, а также в США. Великий музыкант Шарль Камиль Сен-Санс умер 16 декабря 1921 года в Алжире в возрасте 86 лет, и был похоронен в Париже.
Виктор Каширников