Search for:
 

Франц Шуберт

Многое в облике этого композитора остается загадкой. И сочетание непритязательности и мудрости высказывания, и единовременность соблюдения и нарушения классических традиций, и верность слову при сохранении самостоятельности музыкального воплощения, и порожденная замкнутостью скромность человека, оттененная общительностью художника.

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в предместье Вены Лихтентале. Его отец, Флориан Шуберт, был учителем местной школы. Вот он, а также и старший брат мальчика стали первыми наставниками тяготевшего к музыке маленького Франца. На восьмом году жизни юный музыкант постиг основы скрипичной игры и мог довольно прилично исполнять легкие дуэты. Затем отец направил его учиться пению к Михаэлю Хольцеру – лихтентальскому регенту. Удивлению регента не было предела. Со слезами на глазах он уверял отца ребенка, что ему ни разу не встречался такой музыкально одаренный ученик. К одиннадцати годам Шуберт настолько продвинулся вперед, что ему нередко поручали партии сопрано соло в церковном хоре. Успехи мальчика заставляли подумать о его дальнейшем образовании, и отец решил поместить его в Конвикт – учебное заведение, представляющее собой интернат для хористов придворной капеллы и одновременно гимназистов, подготавливаемых для поступления в университет. И вот, однажды, отец Франца, прочитав в газете “Wiener Zeitung”, что в Венской придворной капелле открываются две вакансии для мальчиков десяти лет, поспешил направить своего сына на испытание. Юный участник конкурса оправдал надежды отца. Придворные капельмейстеры Антонио Сальери и Эйблер, а также учитель пения Корнер были очень довольны безупречным исполнением отобранных для экзамена мелодий, и с осени 1808 года Шуберт оказался в числе десяти мальчиков – хористов Придворной капеллы, принимавших участие в богослужении в церкви августинцев. Годы учебы проходили для Шуберта в обстановке строгой дисциплины, зато участие в оркестре служило подлинной отдушиной. По воспоминаниям его соучеников, профессора и коллеги любили Франца за спокойное солидное поведение. Он никогда не ссорился и не жаловался, никогда и сам не давал к этому повода, Все знали о его достоинствах первого сопраниста, концертмейстера и второго дирижера превосходного оркестра Конвикта. Руководитель оркестра, опытный музыкант, придворный органист и альтист Венцель Ружечка, быстро по достоинству оценил данные Шуберта, и охотно позволял ему заменять себя. К этому времени относятся первые произведения молодого музыканта. Свои композиторские опыты Шуберт скрывал от посторонних, и все время, отведенное для подготовки к урокам, тратил на композицию. Отец, обнаружив причину его отставания, настрого запретил ему сочинять музыку, так как был убежден в неполноценности профессии музыканта. Однако стремление подростка серьезно заниматься музыкой нашло поддержку со стороны первого придворного капельмейстера Антонио Сальери, наблюдавшего за музыкальными занятиями в Конвикте. Почти в каждой ведомости за семестр, против фамилии Шуберта значилось: «Музыкальный талант»; иногда даже: «Особенный музыкальный талант».

16 октября 1814 года современники впервые познакомились с творчеством начинающего композитора. Была исполнена сочиненная им месса F-dur в связи со столетним юбилеем лихтентальской церкви. Шуберт дирижировал, брат его Фердинанд играл на органе, партию первого сопрано исполняла Тереза Гроб – первая любовь композитора, дочь владельца шелкоткацкой фабрики. Через три года Тереза вышла замуж за другого, но годы увлечения ею оказались самыми плодотворными годами в жизни композитора Шуберта, особенно в песенном творчестве. К этому времени он покинул Конвикт и по настоянию отца стал школьным учителем. Однако к труду учителя начальной школы Шуберт так и не смог привыкнуть, и в 1818 году он охотно принял предложение графа Эстергази фон Галанта сопровождать его семью летом в качестве домашнего учителя музыки. Шуберту надлежало давать уроки пения и фортепиано двум маленьким дочерям графа. Здесь впервые Шуберт оказался совершенно свободным от каких бы то ни было оков. «Наконец-то я чувствую, что живу: слава Богу, пора уже, иначе я погиб бы как музыкант» — пишет он в письме к своим венским друзьям. Почти полгода прошли для композитора быстро и стали переломными в его жизни. В следующее затем десятилетие, Франц Шуберт писал много музыки, но не всегда его музыка находила признание у современников, и жизнь композитора, по большей части, проходила в нужде. Соотношение в музыкальном наследии Шуберта различных жанров, совсем иное, в отличие от других венских классиков. Главное место в нем занимает песня для голоса и фортепиано. Второстепенный прежде жанр он сделал одним из ведущих.

С началом 1828 года материальное положение композитора значительно улучшилось, и он даже смог приобрести фортепиано. До этого у него не было даже собственного инструмента.

Шуберт был полон творческих планов и надежд. Друзья смогли организовать концерт из его собственных произведений, и венская публика впервые оказала ему восторженный прием. Удача в подлинном смысле слова окрылила Шуберта, и ничто не предвещало беды.

В последний день октября 1828 года, Франц захотел вечером поесть рыбы. Попробовав кусочек, он бросил нож и вилку на блюдо, говоря, что пища кажется ему отвратительной. С этого момента, он больше ничего не ел и не пил, кроме лекарств. Временами он начинал бредить. В бреду, не переставая, пел. 19 ноября в три часа дня он скончался. Шуберту не исполнилось еще и 32-х лет.

За время своей такой короткой жизни, Шуберт сумел написать около тысячи произведений в разных жанрах. Большинство этих произведений представляют собой великолепные образцы романтического направления в музыкальном искусстве. На памятнике Францу Шуберту, на центральном венском кладбище, его друзья сделали надпись: «Музыка похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды».

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.