Семнадцатый век, век Декарта, Спинозы, Сервантеса, Мольера, Рембранта, и в музыке выдвинул своих замечательных гениев. Одним из них, безусловно, является голландский композитор и органист Ян Питерс Свелинк.
Он родился в Амстердаме в 1562 году. Его отец был известным амстердамским органистом. Под его руководством мальчик получил музыкальное образование, и согласно установившейся традиции, еще юношей Ян наследовал профессию отца. Впоследствии и сын Свелинка, Дир Янсон, тоже сделался органистом в Амстердаме, на том же месте, которое занимали его отец и дед.
Будучи замечательным органистом, Свелинк часто покидал свой родной город, выезжая, подобно Баху, на вызовы для определения качества органов. Он пользовался этими вызовами, чтобы блеснуть своим искусством игры не только на органе, но и на клавесине, и всюду возил с собой инструмент, подаренный ему, как выдающемуся виртуозу городом Амстердамом. Свелинк принимал самое активное участие в музыкальной жизни своего города в качестве члена Объединения музыкантов и любителей музыки. Позднее он стал основоположником крупной органной школы, воспитал много органистов и композиторов Северной Германии, таких, как С.Шейдт и М.Преториус, и получил большую известность за пределами Нидерландов. Современники в других странах Европы именовали его «музыкантом и органистом с мировой славой». С разных концов к нему стекались чужеземные слушатели. Один из современников Свелинка рассказывает, что когда Ян Питерс играл на органе, то «валом валил народ; люди гордились тем, что узнали, повидали и послушали такого человека».
Когда Севелинку было 17 лет, возникла самостоятельная Голландская республика. Наступил период быстрого и энергичного роста, выдвинувшего страну в ряды ведущих государств. Удивительно быстро страна достигла больших успехов в науке, философии и искусствах, а по численности населения сравнялась с Англией. В ней жили свыше трех миллионов человек.
Конечно, и на судьбе Свелинка отражался материальный и культурный расцвет его страны. Состоятельные амстердамские бюргеры неизменно оказывали ему почет и даже привлекали его к участию в «прибылях» от своих торговых предприятий. Однако, тот факт, что сын Свелинка пошел скромными стопами своего отца, показывает, что Свелинк не оставил после себя золотых гор.
Еще при жизни Свелинка были изданы многие из его произведений. Среди них: «Французские песни», «Французские и итальянские напевы» и сборник латинских духовных песнопений. Это показывает ту степень известности, какой пользовалось его творчество среди голландских, да и не только голландских любителей музыки. Ведь произведения Свелинка, уже при его жизни, переиздавались за границей.
Великий голландский композитор Свелинк покинул этот мир в 1621 году в возрасте 59 лет. После его смерти, почти сразу были изданы его «Псалмы, положенные на музыку». Однако, если вокальные сочинения Свелинка были представлены в современных ему изданиях, то его инструментальная музыка долго находилась в рукописном виде, практически до середины XIX века. Затем стали появляться, и, наконец, к концу столетия вышли целиком в академическом издании «Сочинения» Свелинка в двенадцати томах, под редакцией немецкого музыковеда Макса Зейферта.
Хотя прошло уже почти 500 лет, до сих пор творчество Свелинка вызывает неизменный интерес среди любителей старинной музыки.
Виктор Каширников