Search for:
 

Михаил Иванович Глинка

«Чем выше гениальность артиста, тем дольше надо ждать, чтобы его верно и вполне оценили; но придет время, когда истинная художественная критика сознает, как значительна деятельность этого русского художника, сознает – насколько он обогатил современное искусство своими гениальными завоеваниями в области музыкальной мысли»

А.Н.Серов, 1857 год

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в поместье отца, в селе Новоспасском, Смоленской губернии. Слабое здоровье стало причиной того, что его стали воспитывать дома, в семейном кругу. С малых лет мальчик любил рисовать, читать о путешествиях и иногда по целым дням рассматривал географические карты. А необыкновенная память способствовала быстрому изучению языков. Однако ничто не предвещало будущего гениального музыканта. Разве что особое пристрастие к звону колоколов, которое он испытывал с раннего детства.

Но в десятилетнем возрасте ему случилось услышать квартет Бернгарда Крузеля с кларнетом. Эта музыка произвела на Глинку непостижимое, восхитительное впечатление. С этого момента он полюбил музыку со всей страстностью своей поэтической натуры. Он стал прилежно учиться играть на фортепиано и на скрипке.

В 1817 году отец привез Глинку в Петербург и поместил в благородный пансион при университете. Учеба в пансионе оставляла немало времени и для музыкальных занятий. Глинка стал брать уроки у известного пианиста Д. Фильда, а потом у одного из его учеников, В. Омана. Для дальнейшего совершенствования своей фортепианной игры Глинка выбрал себе в учителя известного пианиста – виртуоза Шарля Майера. Этот музыкант, кроме уникальной фортепианной техники, обладал основательными сведениями по музыкальной грамматике и теории музыки, и Глинка постепенно и незаметно для себя значительно преуспел в музыкальной науке. Одновременно он учился игре на скрипке у Ф. Бёма, но успехи здесь были гораздо скромнее.

В 1824 году, кончив учебный курс, Михаил Иванович был причислен к Канцелярии Совета путей сообщения. Служебные отношения принесли ему новые знакомства, и он был принят во многих домах, где собирались известные в Петербурге музыканты, и исполнялась превосходная музыка. В скором времени появились романсы Глинки, и первым из них был «Светит месяц на кладбище» (на слова В. Жуковского).

До 1830 года Михаил Иванович написал около семнадцати романсов. Многие из них стали любимыми у соотечественников, но имя Глинки большой известности еще не получило.

В 1830 году композитор уезжает за границу. Он путешествует по Германии и Швейцарии, затем три года живет в Италии; посещает итальянские оперные театры, занимается пением, участвует в концертах и пишет несколько романсов. Написанные им романсы «Победитель», «Не говори, любовь пройдет» и другие, носят на себе отпечаток Италии. В 1833 году Глинка посетил Венецию, но впечатление от города, были омрачены жестокой болезнью, которая его там постигла. Однако последствием болезни явилось, к немалому удивлению композитора, изменение его голоса. Тусклый и неопределенного регистра голос, вдруг обратился в звучный, сильный тенор. Для композитора, который любил петь свои вокальные сочинения и обладал несомненным талантом музыкального исполнительства, это было неожиданной удачей.

В этот период Глинка еще не совсем ясно, в большей степени инстинктивно, стал чувствовать в себе силу создавать свои, самобытные формы искусства, стал чувствовать, что может появиться новая форма музыки – «русской» музыки, и что он, именно он, призван к этому важному делу. Готовясь к этому, для приобретения основательных познаний в контрапункте Глинка стал брать уроки у берлинского профессора гармонии Зигфрида Дена.

В 1834 году Глинка возвратился в Петербург. Мысль о русской опере не покидала его, и он часто говорил об этом в кругу художников и литераторов – А. Пушкина, В. Жуковского и К. Брюллова. Жуковский предложил ему сюжет «Ивана Сусанина». Глинка увлекся этим сюжетом, и уже план и многие основные мелодии будущей оперы родились зимою 1834 года. Весь следующий год композитор деятельно писал свою оперу в «новом, русском» стиле. Опера была, наконец, закончена, но постановка ее на императорской сцене встретила препятствие со стороны театральной дирекции, которая и слышать не хотела о принятии оперы, и только, благодаря стараниям графа М. Виельгорского, директор императорских театров А. Гедеонов согласился принять партитуру, потребовав, однако, от Глинки письменного отказа от вознаграждения.

Осенью 1836 года состоялась премьера. Опера сразу полюбилась современниками, нашла горячее сочувствие повсюду, а люди, сколько-нибудь понимающие толк в музыке, были восхищены народными оборотами мелодии в слиянии с серьезными, благородными формами высшего музыкального искусства.

Император Николай I, присутствовавший на премьере, пожаловал автору бриллиантовый перстень, а вскоре назначил Михаила Ивановича Глинку капельмейстером придворной капеллы. Блистательный успех первой оперы побудил композитора приняться за другую, в таком же стиле. Через шесть лет, к осени 1842 года была готова опера «Руслан и Людмила» на известный сюжет одноименной поэмы Пушкина. Однако, эта опера имела меньший успех.

С 1844 года Глинка живет то в Петербурге, то за границей в Испании, Франции и Германии. В последнее время у него была постоянная мысль писать музыку духовную, древне-церковного характера. Для этого он, уехав из Петербурга в апреле 1856 года, стал изучать церковные тоны в Берлине, опять под руководством Зигфрида Дена. В начале следующего 1857 года он простудился и неожиданно умер на 53-м году жизни.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.