Кем на самом деле был этот поистине уникальный человек? Великим композитором или выдающимся ученым химиком с мировым именем? Ответить на этот вопрос, наверное, невозможно…
Русский композитор и ученый – химик Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября 1833 года в Петербурге. Его отцом был обрусевший татарский (по некоторым сведениям грузинский) князь Лука Степанович Гедианов. Мать Авдотья Константиновна Антонова была очень хороша собою, и, как тогда говорили, была «солдатской дочерью» родом из Нарвы. Гедианов распорядился записать своего внебрачного сына – законным сыном своего дворового человека Порфирия Ионовича Бородина. Таким образом, мальчик оказался, как нередко случалось в те времена, крепостным своего собственного отца. Авдотья Константиновна горячо любила маленького Сашу, хотя всю жизнь и не признавала его официально своим сыном, называя себя его «тетушкой». Тем не менее, Саша получил прекрасное домашнее образование; владел несколькими языками, играл на фортепиано, флейте и виолончели.
Наряду с увлечением музыкой, еще одна страсть с детства завладела мальчиком. Он серьезно увлекся химией. Дома имелась целая лаборатория, где Саша с удовольствием проводил различные химические опыты.
Летом 1850 года Бородин успешно выдержал экзамен при Первой петербургской гимназии и осенью поступил вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. В течение первых двух лет занятий в академии Бородин еще более увлекся химией, слушая лекции выдающегося химика того времени Н.Н.Зинина. Уже с третьего курса Бородин начал вести в лаборатории Зинина научную работу. Учился с удовольствием, переходил с курса на курс в числе наиболее успевающих и окончил в 1855 году курс с похвальным отзывом. Напряженная интересная учеба в Академии легко совмещалась с другим сильным увлечением Бородина. Его музыкальные занятия продолжались. Он посещал любительские кружки, играл в ансамблях, написал несколько романсов, струнных и фортепьянных трио, струнный квинтет и квартет.
Первые годы после окончания Академии Бородин служил ординатором при втором военно-сухопутном госпитале в Петербурге. Здесь, при совместном дежурстве, он впервые познакомился с офицером Преображенского полка Модестом Мусоргским. С ним несколько раз Бородин участвовал в музыкальных вечерах и впервые услышал от него о новых путях развития музыки.
В 1859 году Бородин, по настоянию Н.Н.Зинина, выехал за границу по командировке Медико-хирургической Академии, для совершенствования в науках, и для подготовки после возвращения, к занятию должности адъюнкт-профессора Академии по кафедре химии. До сентября 1862 года продолжалась эта поездка. За это время Бородин успешно поработал в разных европейских химических лабораториях у признанных ученых, написал и опубликовал несколько научных работ. Много путешествовал, писал музыку и участвовал в концертах. Здесь за границей Бородин познакомился со своей будущей женой Екатериной Сергеевной Протопоповой, молодой пианисткой, приехавшей в Гейдельберг лечиться от туберкулеза. Любовь к музыке сразу же сблизила Бородина с Екатериной Сергеевной.
По возвращении в Петербург осенью 1862 года, в доме у профессора С.П.Боткина, Бородин познакомился с М.А.Балакиревым. До этой встречи, Бородин считал себя в какой-то степени дилетантом и не придавал значения своим упражнениям в сочинении. Так вот, именно Балакирев, был первым человеком, сказавшим ему, что настоящее его дело – композиторство. Влияние нового знакомого оказалось так велико, что он задумал писать свою первую симфонию, и уже к концу декабря некоторые фрагменты ее были готовы. Но серьезное отношение Бородина к композиторскому творчеству заставляло его избегать спешки в этой работе, поэтому все свои сочинения он писал, обычно, по нескольку лет. Конечно, это было связано еще и с тем, что времени для занятий музыкой было чрезвычайно мало. Друзья по «Могучей кучке» не раз призывали Бородина «заняться делом» и «бросить глупости», то есть занятия наукой. Они прекрасно понимали, что серьезную педагогическую, общественную и научную деятельность трудно совмещать с музыкальным творчеством. Особенно долго Бородин работал над оперой «Князь Игорь», За восемнадцать лет он так и не завершил ее.
В апреле 1863 года Бородин женился на Е.С Протопоповой. Семейная жизнь складывалась так, что Екатерина Сергеевна не могла долго находиться в Петербурге из-за вредного для ее здоровья климата, и потому подолгу жила в Москве у матери. Бородин вынужден был часто навещать ее. И только летние месяцы они, как правило, проводили вместе. Но, однако, случалось, что иной раз они не виделись по полтора года.
Когда Екатерина Сергеевна приезжала в Петербург, жизнь Бородиных принимала своеобразный характер. Жена ложилась спать обычно около трех – четырех часов утра; до этого часа она не давала спать и близким себе людям, в частности – Александру Порфирьевичу. Вставала она обычно около четырех часов дня. Такой образ жизни исключал для Бородина нормальный и достаточный по времени сон, вносил безалаберность и в другие дела: у Бородиных обед нередко подавался в полночь. Исключительно вредное влияние такого образа жизни, накапливаясь из года в год, стало одной из причин разрушения здоровья Александра Порфирьевича и, несомненно, ускорило появление сведшей его в могилу сердечной болезни.
В середине февраля 1887 года, когда жена, как обычно, жила в Москве, Александр Порфирьевич решил устроить костюмированный бал для своих воспитанниц. К назначенному часу все были в сборе. Танцевали, разговаривали. Неожиданно во время разговора Бородин вдруг упал во весь рост. Мгновенно все было кончено. Как потом оказалось, причиной смерти стал разрыв одной из сердечных артерий. Ему было 54 года. Замечательный русский композитор написал три оперы: «Богатыри», «Млада» и «Князь Игорь» (ее он не закончил), три симфонии (одну из них тоже не закончил), музыкальную картину «В Средней Азии», несколько струнных квартетов и много замечательных романсов.
Сравнительно небольшое творческое наследие Бородина отличается высокими художественными достоинствами и редким внутренним единством.
Виктор Каширников