Великий русский поэт А.С.Пушкин сравнивал музыку этого композитора с золотистыми брызгами шампанского. И до наших дней солнечные тона этой музыки несут с собой веру в вечные идеалы юности.
Композитор Джоаккино Россини родился 29 февраля 1792 года в городе Пезаро. Его отец был трубачом городского духового оркестра, а мать, дочь местного булочника, была певицей с превосходным голосом. Родители Россини странствовали по провинциальным городам Италии, работая в небольших театральных труппах. Подросший мальчик начал свою трудовую жизнь в качестве подмастерья кузнеца. В этот период его музыкальное образование носило только случайный характер. Вскоре семья переселилась из родного города в Болонью. Тогда этот город был одним из крупных музыкальных центров Италии, и вот здесь то Россини и начал систематические занятия музыкой, и вскоре обратил на себя внимание как певец и клавесинист. В 1806 году, в возрасте четырнадцати лет, он был избран членом Болонской академии и в том же году поступил в музыкальный лицей. Здесь Россини, под руководством падре С.Маттеи, овладел профессиональными основами композиции, а у В.Каведани научился замечательной игре на виолончели. Плодотворное воздействие на юношу в годы учебы оказало самостоятельное изучение творчества Гайдна и Моцарта. Тогда же, некоторое время, интересы юного Россини были связаны с вокальным исполнительством. Учеба была закончена в 1810 году и ознаменовалась постановкой в Венеции одноактной комической оперы Россини «Вексель на женитьбу».
И хотя до этого ему уже довелось сочинить несколько вокальных номеров для одной из странствующих трупп, здесь он впервые выступил, как оперный композитор. С этих самых пор он посвятил все свое творчество музыкальному театру, и уже через год стал известен во всей Италии. А через шесть лет Джоаккино Россини создал «Севильского цирюльника», который принес ему всеобщее признание, затмившее в оценке современников славу Бетховена, Вебера и других великих музыкантов того времени.
В Италии, Австрии, Германии, Франции, России, Англии, Испании, Португалии, даже в Турции, Мексике и других странах Латинской Америки звучала музыка Россини, становясь выдающейся и неотъемлемой частью музыкальной культуры первой половины XIX века.
До 1882 года Россини безвыездно жил в Италии. Он написал к этому времени тридцать три оперы, но только некоторые из них сохранились в репертуаре до наших дней. Большая же часть и претендовала лишь на преходящий успех, в связи с невысокими требованиями, предъявляемыми в Италии к оперному искусству в целом.
В 1822 году Россини вместе с итальянской труппой известного неаполитанского антрепренера Барбайя посетил Вену. Сенсационный успех, выпавший здесь на его долю был очень важен и для творческой эволюции композитора. Сочиненная им в Вене опера «Зельмира» была написана уже в новом оперном стиле, родившемся тогда на австро-немецкой почве. В тот же период композитор познакомился с «Волшебным стрелком» Вебера, впервые услышал «Героическую симфонию» и квартеты Бетховена.
Дальнейшие творческие поиски Россини продолжал уже за пределами родины, в Париже, куда он переехал в1824 году. Здесь Россини написал оперы «Осада Коринфа»(1826) и «Моисей» (1827), представляющие собой переработку для французской сцены его ранних произведений, а также оперу «Граф Ори»(1828), в которую также были включены ранее сочиненные номера.
Наконец, в 1829 году, появилась опера «Вильгельм Телль», написанная для французской сцены. Отразившая стремление итальянского народа к свободе, опера была поставлена во многих городах Европы. В России она шла с середины сороковых годов XIX века под названием «Карл Смелый». На родине композитора, из–за цензурных запретов, опера была показана только в 1836 году. После этой оперы в возрасте 37 лет Россини перестал писать музыку для театра.
Да и вообще писать музыки стал мало. Всего лишь несколько духовных произведений и мелких пьес и романсов, объединенных под общим названием «Грехи моей старости».
С 1855 года Россини жил в Париже и его окрестностях. Здесь он и умер 13 ноября 1868 года. Через 19 лет его прах был перевезен на родину и похоронен в пантеоне церкви Санта-Кроче во Флоренции, рядом с прахом Микеланджело и Галилея.
До сих пор неизвестны истинные причины, которые побудили композитора навсегда отказаться от работы в музыкальном театре, однако, по свидетельству современников, он часто сетовал на исчезновение в музыкальных произведениях песенно-мелодического начала и завещал Музыкальному институту в Болонье большую сумму денег на учреждение премий молодым композиторам, проявившим мелодическое дарование.
Виктор Каширников