«Играть, не соблюдая такта – так же, как исполняются мадригалы, – сообразно чувствам или смыслу слов». Так написал в предисловии к своей «Первой книге токкат», изданной в 1615 году, величайший итальянский музыкант XVII века, композитор и органист, Джироламо Фрескобальди.
Он родился в Ферраре весной 1587 года. С раннего детства Джироламо обладал замечательным голосом и пел в церковном хоре. Первым учителем Фрескобальди был его соотечественник Франческо Миллевиле, который и научил мальчика начальным шагам в игре на органе. Серьезное же музыкальное образование Фрескобальди получил во Флоренции, где органная игра в то время достигла высшей степени своего развития. Здесь его учителем стал знаменитый органист Л. Луццаски, у которого Фрескобальди обучался почти до двадцатилетнего возраста, периодически выезжая по приглашениям во многие города Италии, где выступал не только как органист, но и как певец, обладатель прекрасного голоса.
В 1604 году, когда Фрескобальди исполнился 21 год, он был приглашен в Рим в “L’Akademie de Ste – Cecile”, в качестве органиста и певца.
В 1607 году он выезжает в Бельгию, Швейцарию и Люксембург, а в 1608 году, посетив Антверпен, где издается его «Первая тетрадь мадригалов на пять голосов», возвращается в Рим. Здесь он получает назначение на должность органиста церкви святого Петра и обосновывается теперь в Риме навсегда. Лишь несколько раз он покидает Рим, проводя по нескольку месяцев в любимой им Флоренции.
К тридцати годам Фрескобальди достигает уже вершины своей славы и пользуется громадной известностью, как композитор и органист. К нему едут учиться музыканты из других стран. Среди учеников его Фробергер, Грасси и Батифери. Исполнительское искусство церковного органиста и замечательный дар импровизации создали ему небывалый авторитет и славу. Когда он в первый раз занял место у органа в церкви святого Петра в Риме, тридцать тысяч человек собрались слушать великого органиста, и были глубоко потрясены его музыкой.
Фрескобальди был также замечательным композитором. Его композиторская деятельность состояла, главным образом, в сочинении органной музыки. Хотя он писал много музыки и для клавесина, и для вокального пения. Употребление Фрескобальди в своих произведениях церковных ладов и современных тональностей (мажора и минора), ставит этого композитора на границе двух музыкальных эпох – древней и новой. Сочинения его стали воплощением перехода от строгой хоровой полифонии XVI века к другим, более прогрессивным полифоническим формам. Они сыграли большую роль в развитии новых принципов инструментальной музыки.
Первыми произведениями Фрескобальди были пятиголосные мадригалы, изданные в Антверпене в 1608 году, В это же время в Милане были изданы его “Fantasie a due, tre, quarto voci”. Далее следуют: “Riccercari e canzoni francese”; две книги “Toccate e partite d’intavolatura di cembalo”. При жизни Фрескобальди были опубликованы и многие другие его сочинения. Наибольшей же популярностью до сих пор пользуется сборник “Fiori musicali”, изданный в 1635 году.
Самый знаменитый органист своего времени Джироламо Фрескобальди умер в марте 1643 года. Несколько храмов претендовали на то, чтобы похоронить великого музыканта в своих пределах.
Храм «St-Apotres», где он был, наконец, погребен, оказался последним его пристанищем.
Виктор Каширников