«Гром победы раздавайся» – общеизвестный полонез на слова Державина, игранный и петый в первый раз на волшебном празднике в Таврическом дворце по случаю взятия Измаила, всегда будет золотой страницей в истории русской музыки. А написал его Осип Антонович Козловский.
Он родился в Варшаве в 1757 году в дворянской семье. Будучи еще мальчиком, будущий композитор был определен хористом в кафедральный собор святого Яна в Варшаве, в Капелле которого обучался музыке, и даже играл на органе во время службы в соборе. Восемнадцати лет он был приглашен в дом графа Андрея Огинского в качестве учителя музыки к его сыну Михаилу Клеофасу, будущему композитору, автору популярных в свое время романсов и полонезов. Некоторое время спустя Козловский поехал в Россию, поступил на военную службу и был командирован к князю Долгорукому в качестве адъютанта. Во время похода под городом Очаковым, на Козловского обратил внимание князь Потемкин, который перевел его к себе на службу и привез в Петербург.
С переездом в Петербург начинается активная музыкальная деятельность Козловского и его известность.
Организация музыкальной части знаменитого роскошного праздника, устроенного князем Потемкиным Екатерине II в Таврическом Дворце 28 апреля 1791 года, по случаю взятия Измаила, исполнение на нем специально сочиненных Козловским пяти хоров и ряда танцев (Moldavienne, Quadrille en Miritaire, Allemande и других), в особенности полонеза «Гром победы раздавайся», который впоследствии стал исполнять функции национального гимна, обратили на композитора всеобщее внимание. Именно с этого момента и начинается известность Козловского как композитора и дирижера. После смерти князя Потемкина, Козловский получил место главного директора музыки Императорских театров в Петербурге и занимал эту должность тридцать пять лет, до 1821 года. Кроме занятий в театрах, Козловский дирижировал придворными оперными спектаклями и концертами в Эрмитаже в царствование императрицы Екатерины II, императора Павла I и императора Александра I.
25 февраля 1798 года в Петербурге, в католической церкви была исполнена «Missa Defunctorum» Козловского, написанная по просьбе последнего польского короля Станислава Августа Понятовского. Этот «Реквием», сочиненный для четырех голосов с оркестром, исполнялся в первый раз под личным управлением автора, при участии лучших иностранных певцов, на похоронах короля Станислава – Августа. В нем патриотизм автора отдавал последний долг королю, умершему в чужой для него стране. «Реквием» считается самым крупным сочинением Осипа Козловского.
Дружеские отношения связывали Осипа Антоновича с Державиным. Вот его воспоминания об одном из музыкальных вечеров в доме Нарышкина, где жил композитор.
« … – вот тот чертог,
Где зодчества, убранства вкус
Вели всех зрителей в восторг,
И где под сладким пеньем муз
Козловского пленяли звуки».
В апреле месяце 1819 года Козловского неожиданно постиг удар. Последствия этого удара были очень тяжелы, и композитор вынужден был подать прошение об отставке. По выходе в отставку, Осип Антонович оставался некоторое время в Петербурге, а затем, в надежде на то, что более мягкий климат восстановит его здоровье, он вместе с семьей совершил поездку в Польшу, однако через год возвратился в Петербург, где вел тихую, уединенную жизнь.
Последние дни Осип Антонович провел у своей дочери, превосходной арфистки. Умер он 27 февраля 1831 года в Петербурге. Хотя Козловский уже продолжительное время не был на глазах у публики, имя его не было забыто. В «Московских ведомостях» 11 марта 1831 года в статье, посвященной этому печальному событию, можно было прочитать: « …Осип Антонович Козловский был человек добрый, тихий, постоянный в дружеских связях, и оставил после себя дружескую память. Имя его займет почетное место в Истории Русской Музыки. Русских композиторов вообще очень мало, а О.А.Козловский стоит в первом ряду между ними».
Виктор Каширников