«Никто не в состоянии делать всё:
балагурить и потрясать,
вызывать смех и глубоко трогать,
и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн»
В.А. Моцарт
Франц Иосиф Гайдн родился 1 апреля 1732 года в Австрии, в деревеньке Рорау, близ венгерской границы. Отец его был каретником и лишь немного играл на арфе, аккомпанируя в свободные часы пению своей жены. Шести лет Иосифа отдали в школу, где он учился не только пению, но и игре почти на всех струнных и духовых инструментах. Несколько лет спустя, капельмейстер церкви св. Стефана в Вене, Георг Рейтер, восхищенный замечательным голосом мальчика, взял его в свою капеллу в качестве хориста. Но Гайдн пробыл в капелле недолго. Крутой нрав Рейтера, заставил Иосифа оставить капеллу церкви св. Стефана и приютиться у некоего Келлера, который из сострадания взял его на первое время к себе. Гайдн занялся уроками и игрой в разных мелких оркестрах; но все это приносило ему слишком малый доход; он был в состоянии иметь комнату лишь на чердаке, без печи, а дождь и ветер свободно проникали в нее. Но, садясь за фортепиано, он забывал все горести и никому, по его словам, не завидовал, усердно занимался изучением сочинений Баха и теорией композиции, несмотря ни на что.
В одном доме с Гайдном жил Пьетро Метастазио. Вот он то и нашел для молодого таланта выгодный урок и познакомил его с Никколо Порпорой, предложившим Гайдну место аккомпаниатора у одной своей ученицы. Знакомство с Порпорой и Метастазио принесло Гайдну большую пользу: он многое узнал об итальянской школе пения и композиции, научился итальянскому языку и вскоре сам начал писать сонаты, трио и серенады. Материальные обстоятельства его улучшились, – у него появилась возможность приобрести несколько теоретических сочинений, внимательно изучить их, и счесть свое музыкальное образование законченным. Вскоре судьба вновь оказалась благосклонна к Гайдну; он получил место директора музыки у чешского графа Максимилиана Морцина, содержавшего в своем имении Лукавец небольшую оркестровую капеллу из двенадцати музыкантов. Для этой капеллы Гайдн писал, в основном, дивертисменты развлекательного характера, но, тем не менее, именно здесь в 1759 году им были созданы и первые симфонии. Большой успех его симфоний способствовал тому, что на него обратил внимание князь Эстергази, который предложил Гайдну место вице-капельмейстера в своем оркестре. В 1761 году Гайдн принял это предложение и прослужил у князя Эстергази 30 лет, заняв с 1766 года должность главного капельмейстера. Жизнь в поместьях князя удаляла Гайдна от всего музыкального мира, и это способствовало оригинальности его произведений. Несмотря на массу административных обязанностей, Гайдн очень много сочинял. Замечательны его три симфонии, написанные в первый год работы у Эстергази, – «Утро», «Полдень» и «Вечер». Другим уникальным произведением Гайдна является «Прощальная симфония». Ее играли при зажженных свечах и во время исполнения последней части, музыканты по очереди тушили свечи, забирали свои инструменты и уходили. Наконец оставались два скрипача, которые тихо и грустно заканчивали симфонию. Сложилась легенда по поводу сочинения «Прощальной симфонии». Музыканты капеллы долгое время не получали отпуска. Они обратились к Гайдну с просьбой похлопотать за них. Вот он и сочинил эту симфонию, финал которой, где музыканты по очереди уходят, должен был явиться для князя соответствующим намеком. Так ли это, до сих пор неизвестно.
В 1790 году умер князь Эстергази, капелла его была распущена, и Гайдн остался без определенной должности, хотя и обеспеченный пенсией. Однако, обширная композиторская деятельность во время руководства оркестром, сделала имя Гайдна известным в Европе, и он получает приглашение посетить Лондон в качестве дирижера своих сочинений. Здесь в Лондоне он написал несколько своих лучших симфоний и по возвращении в Германию был принят как европейская знаменитость. Поселившись окончательно в Вене, Гайдн написал свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Четыре времени года». Исполнение этих ораторий в Вене имело громадный, неслыханный успех. Но эти две большие композиции и три струнных квартета были, к сожалению, последними произведениями Гайдна. Грандиозные социальные потрясения в Европе стали причиной творческого молчания композитора. А через семь лет, 31 мая 1809 года он умер.
Гайдн написал громадное количество произведений. Кроме вышеназванных ораторий, еще одну – «Семь слов Спасителя», 8 немецких и 14 итальянских опер, 119 симфоний, 163 пьесы для баритона, 19 месс, 83 квартета для струнных инструментов, 44 сонаты и множество других мелких вещей. Гайдн писал во всех жанрах, правда, не везде творчество его проявлялось с одинаковой силой. Но в области инструментальной музыки, Гайдн, безусловно, один из крупнейших композиторов своего времени. Здесь он открыл новые пути и обогатил инструментальную музыку новыми оркестровыми эффектами.
С другой стороны, драматический оперный стиль был чужд Гайдну, и оперы его успеха не имели. Духовные же сочинения подчас носят светский характер. Под конец жизни Гайдн пользовался большой популярностью. Приезжал он и в Петербург, где дирижировал своими сочинениями и был принят с энтузиазмом.
Виктор Каширников