«Не играет, а поет на скрипке» – так говорили об игре Тартини его современники. Именно «пению на скрипке», искусству извлекать на скрипке звуки человеческого голоса придавал Тартини первостепенное значение. Доказательством тому служат его многочисленные произведения, в которых используется выразительная кантилена этого инструмента.
Итальянский композитор, скрипач и музыкальный теоретик Джузеппе Тартини родился в Пирано 8 апреля 1692 года. С раннего детства очень набожный ребенок вызывал восхищение окружающих своим пристрастием к музыке. Свое первое музыкальное образование и навыки в игре на скрипке он получил в Пирано, а затем продолжил его у святых отцов в “Scuole Pie” в Каподистрии.
В 1708 году он поступает учиться на юридический факультет университета города Падуи. Занятия в университете не мешают ему всецело отдаваться музыке. Он много и напряженно занимается самостоятельно и вскоре становится хорошим скрипачом.
Через два года после смерти своего отца, Джузеппе, неожиданно для него самого, страстно влюбляется в Элизабет Примазоре, родственницу кардинала Корнадо и втайне от всех женится на ней без согласия родителей. Событие это вызвало большое недовольство кардинала, возмущение матери Тартини и гнев епископа Падуи. В спешке Джузеппе вынужден был тайно покинуть Падую, и обосноваться в монастыре Франсиса Ассизского. В монастыре, под руководством святого отца Черногорского, чешского композитора, он три года изучал теорию музыки и композицию, не забывая совершенствоваться и в игре на скрипке.
К 1716 году улеглись, наконец, страсти, связанные с его женитьбой на Элизабет, и изгнанник смог посетить Венецию. Здесь произошла его встреча со знаменитым скрипачом Ф.М.Верачини, исполнительское мастерство которого, просто потрясло Тартини, и он решил незамедлительно продолжить обучение игре на скрипке. Учителем его стал Джероломо Гуистиниани. По его рекомендации в конце 1721 года Тартини занимает место первой скрипки в оркестре капеллы в базилике святого Антонио в Падуе. В 1723 году в числе лучших музыкантов Европы Джузеппе Тартини был приглашен в Прагу по случаю коронации Карла VI. Тогда же он был принят камер-музыкантом в пражскую капеллу графа Кинского, где и прослужил три года.
По возвращении в Падую, Тартини создает скрипичную школу, в которую съезжаются ученики со всей Европы. Создателя школы называли тогда «Учителем наций». Замечательный скрипач славился необычайной выразительностью и уникальным техническим совершенством исполнительского искусства. Тартини принадлежит введение в скрипичную игру эффекта, называемого «двойной трелью». Впервые эффект этот прозвучал в его сонате “Trille du Diablo”. Тартини рассказывал своему другу Лаланду, что услышал эту сонату впервые во сне, в исполнении самого черта, игравшего неимоверные пассажи, и что, проснувшись, он записал все, что слышал. А соната эта, между прочим, до сих пор пользуется большим успехом у скрипачей.
Тартини написал более 350 произведений, преимущественно скрипичных, 125 концертов с оркестром, 175 сонат для скрипки с различными музыкальными инструментами, 14 небольших сонат для скрипки соло и несколько единичных вокальных сочинений. Теоретические взгляды на музыкальные проблемы Тартини раскрыл в своих нескольких трактатах, а также в полемической переписке с его выдающимися современниками: с настоятелем базилики отцом Валотти, с астрономом Карли, падре Мартини, Ж.Рамо,Ф.Альгоротти, Фридрихом II Прусским, которому он посвятил один из своих флейтовых концертов. Из многочисленных учеников Тартини самыми известными были Пиетро Нардини и Мария Вераччини.
Джузеппе Тартини покинул этот мир 26 февраля 1770 года в Падуе на руках своего лучшего ученика Пьетро Нардини. Его похоронили в храме Святой Екатерины, как он и хотел, рядом со своей женой. Через 36 лет жители Падуи установили на площади Виктора Эммануэля II памятник Тартини. У ног великого музыканта книги и скрипка – вечные спутники его жизни.
Виктор Каширников